Т. И. Пашукова и др. (сост.) ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

- Оглавление -


ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

Задание 4
Исследование наблюдательности

Цель исследования: установить уровень развития наблюдательности.

Материал и оборудование: две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем. кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из. картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи,ручка и секундомер.

Процедура исследования

В исследовании наблюдательности может принимать участие один испытуемый или группа при условии, что картинки достаточных для зрительного восприятия размеров и их можно вывесить на доске или стене.

Обе картинки предъявляются испытуемым одновременно в течение 60 с, то есть 1 мин.

Инструкция испытуемому. "Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала "Стоп!" картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!"

После экспонирования картинок и записи найденных отличий испытуемого просят дать отчет. Из самоотчета нужно узнать, хорошо ли было видно детали картинок, удовлетворен ли испытуемый результатами своей наблюдательности.

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов – получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 – 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 – то наблюдательность испытуемого плохая или слабая.

Наблюдательность поддается развитию, для этого ее нужно тренировать. Можно разработать программу развития, подобрав специальные упражнения для улучшения наблюдательности. Главным моментом в таких упражнениях должно стать решение задач нахождения как можно больше признаков предметов, явлений после их кратковременного восприятия.

Задание 5
Исследование восприятия времени

Цель исследования: определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Оборудование: секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому: "Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу".

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы "С" в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе "А".

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени:

Интервал оценки времени "С"

Фактическое время "А"

30с 60с 120с

 



Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:



Кт – коэффициент точности оценки времени;
А – фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;
С – временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% – то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% – 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение – один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Задание 6
Исследование познавательного контроля при восприятии

Цель исследования: определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.

Материал и оборудование: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово "красный" написано желтыми чернилами, слово "синий" – зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: "Как можно быстрее прочитайте слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!"

После команды "Начали!" экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым.

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту: "Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!"

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте.

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. "Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!"

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова.

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Анализ результатов

Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель "П" к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде "Начали!" выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель "П" может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если П оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек "как можно быстрее". В этом случае исследование нужно повторить.

Дополнительным способом, позволяющим установить причину "отклонения" показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.



К HАЧАЛУ
Библиотека
Просмотров: 2635
Категория: Библиотека » Общая психология


Другие новости по теме:

  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФИЗИКИ Как уже говорилось в
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Посвящается Джейн Благодарности Я решил попробовать написать
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 1. НАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВСЕЛЕННОЙ Как-то один
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ Наши современные представления
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. РАСШИРЯЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ Если в ясную безлунную
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Под влиянием успеха научных
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ И СИЛЫ В ПРИРОДЕ
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ Термин черная дыра появился
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ НЕ ТАК УЖ ЧЕРНЫ
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. РОЖДЕНИЕ И ГИБЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ В общей
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. СТРЕЛА ВРЕМЕНИ В предыдущих главах мы
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы живем в удивительном мире.
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Послесловие Книга С. Хокинга вышла одновременно в
  • С. Хокинг. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Словарь терминов Абсолютный нуль температуры 150 самое
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Введение В течение более чем полувека все
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Первая Часть МАССОВЫЙ ПОРЯДОК И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Вторая Часть ГРАНИЦЫ ПОРЯДКА СУЩЕСТВОВАНИЯ Описанные образы
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Третья Часть ВОЛЯ В ЦЕЛОМ Неизбежность порядка
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Четвертая Часть УПАДОК ДУХА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Пятая Часть КАК СЕГОДНЯ ПОНИМАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ
  • К. Ясперс. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Шестая Часть КАКИМ МОЖЕТ СТАТЬ ЧЕЛОВЕК 1.
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 14 СМЫСЛ НЕВРОТИЧЕСКОГО СТРАДАНИЯ проблема мазохизма Мы
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Введение Целью, которой я руководствовалась при написании этойкниги,
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 1 КУЛЬТУРНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ НЕВРОЗОВ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 2 ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О НЕВРОТИЧЕСКОЙ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 3 ТРЕВОЖНОСТЬ Прежде чем перейти к более
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 4 ТРЕВОЖНОСТЬ И ВРАЖДЕБНОСТЬ Обсуждая различия между
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 5 ГЛУБИННАЯ СТРУКТУРА НЕВРОЗОВ Тревога может целиком
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 6 НЕВРОТИЧЕСКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЛЮБВИ И ПРИВЯЗАННОСТИ
  • К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЮБВИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь