ДОБРОТОЛЮБИЕ, том пятый

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




ТОГО ЖЕ ФЕОЛИПТА МИТРОПОЛИТА
о том же девять глав

  1. Ум удаляясь от внешнего и собираясь во внутрь, возвращает к себе самому, и таким образом соединяется с естественным своим мысленным словом; и словом сим, существенно сосущим ему, берется за молитву; молитвою же восходит к сознанию Бога со всею любительной силою и расположением сердечным. Тогда похоть плоти отходит; всякое сластолюбивое чувство престает, и все красоты земные не бывают приятны. Ибо тогда душа, завергши за себя все, в теле и около тела сущее, в след красоты Христовой влечется Ему, последуя честными делами и чистою мыслью, и поя: приведутся Царю девы вслед Его (Пс. 44, 15); Христа представляя и предзря со словом Пророка: предзрех Господа предо мной выну, яко одесную Мене есть (Пс. 15, 8); ко Христу прилепляясь любовью и взывая: Господи пред Тобою все желание мое (Пс. 37, 10); ко Христу всегда взирая и вопия: очи мои выну ко Господу (Пс. 24, 15), со Христом беседуя чистою молитвою, Его ею услаждая в радовании, и говоря: да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе (Пс. 103, 34). Ибо и Бог, приемля молитвенную беседу, и как любимый, и как именуемый, и как на помощь взыскуемый, неизреченную подает радость молящейся душе; и душа, поминая Бога, в молитвенной беседе, возвеселяется о Господе, говоря с Пророком: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76, 4).

  2. Храни чувства, и упразднишь услаждение чувственным. Бегай и мысленных мечтаний о сластях чувственных, и упразднишь сластолюбивые помыслы. Ум же немечтательным пребывая, как не приемлющий впечатлений и изменений ни от предметов сластных, ни от помыслов похотных, находится в чистой простоте, и быв выше всех чувственных и мысленных вещей, к Богу возводит помышление свое, ничто другое, как имя Господа при непрестанной памяти в глубине сердца возглашая, как дитя отца своего. И как Адам, рукой Божией созданный из персти, бысть в душу живу дуновением божественным: так и ум, добродетелями пересозданный, частым призыванием Господа, с чистою мыслью и теплым расположением возглашаемым, божественным изменением изменяется, будучи оживляем и боготворим познанием и возлюблением Бога.

  3. Когда выступишь из похотения вещей земных непрестанной сердечной молитвою, и как сном почиешь от помышления о всем, что после Бога и всецело утвердишься в единой памяти Божией: тогда воссозиждется в тебе, как бы иная помощница, любовь Божия. Ибо из молитвы рождающееся сердечное вопияние источает любовь божественную, а божественная любовь возбуждает ум к объявлению сокровенных вещей. Тогда ум, с любовью сгармонировавшись, оплодотворяется премудростью. и действием премудрости возвещает дивные вещи. Ибо Бог – Слово, в молитвенном воззвании сердечно именуемый, вземлет разумение, как ребро, и дарует ведение, и место его восполняя благим расположением, дарует добродетель, созидает светотворную любовь и приводит ее к исступившему уму, спящему и почивающему от всякого земного похотения. Сия-то любовь и оказывается иной помощницей уму, почившему от неразумного пристрастия к чувственным вещам тем, что возбуждает ум к словесам премудрости. Тогда ум, взирая на нее и ею услаждаясь, в пространном слове обнародывает другим сокровенные расположения добродетели и незримые действия разума.

  4. Выступи из всего чувственного, и оставь закон плоти, – и закон духовный напишется в сердце твоем. Ибо как духом ходящий похоти плотской не совершает, по Апостолу (Гал. 5, 16), так выступающий из чувств и чувственного, т.е. из плоти и мiра, приходит в состояние духом ходить и духовное мудрствовать. Сие уразуметь можешь ты и из того, что Бог делал для Адама прежде преслушания.

  5. Подвизающегося в хранении заповедей, в раю молитвы пребывающего и Богу предстоящего непрестанной памятью Бог исступляет из сластолюбивых воздействий плоти, всех чувственных движений, и всех воображений чувственных вещей в мысли, и мертвым делая его для страстей и греха, представляет причастником божественной жизни. Ибо как спящий и мертвому уподобляется и жив есть, – первое по телу, а второе по действу души: так и в духе пребывающий для плоти и мiра мертвым является, а мудрованием духа жив бывает.

  6. Если понимаешь, что поешь, то получаешь познание; от познания стяжавается сознание или совесть (относительно познанного); от совести прозябает совершение познанного делом; от сего совершения произрастает плод опытного ведения; опытное же ведение возводит к истинному созерцанию; от сего же воссиявает премудрость, светозарными словесами благодати исполняющая воздух мысленный, и тем, кои вне суть, изъясняющая сокровенное.

  7. Сначала ум ищет и находит, потом соединяется с найденным. Искание совершает он разумом, а соединение любовью. Искание разумом бывает ради истины, а соединение любовью ради добра.

  8. Стоящий выше текучего естества настоящих вещей, и чуждый похотения вещей преходящих не смотрит на дольнее и не вожделевает красот земных; но на горнее отверстыми имеет очи свои, горния доброты зрит, и вкушение чистого блаженства поставляет себе целью. Ибо как для внимающего одним вещественным благам земли, и склонного к плотским удовольствиям, небеса заключенны, как для имеющего омраченными мысленные очи свои: так презирающий дольнее и отвращающийся от него имеет ум горе восторженным, видит славу присносущных благ, и постигает светозарность, обетованную святым. таковой и любовь Божию свыше в него сходящую приемлет, и храмом Духа Святого бывает, и божественных хотений вожделевает, и Духом Божиим водится, и сыноположения сподобляется, и Бога имеет благоволящим к нему и им благоугождающимся. Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове (Рим. 8, 14).

  9. Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание, слыша слова Апостольские: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). Действуя так, большую получишь пользу; и молитва скоро восставит тебя при содействии благодати: ибо где утешение Духа, там немощь и уныние не постоят.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 247
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9 ПРОСВЕЩЕНИЕ К концу XVI века на
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | Примечания 1 См.: Mircea Eliade, The Myth of
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | Словарь АВАТАР инд. В индийской мифологии 150 сошедший
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11 ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ К концу второго
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10 БОГ УМЕР К началу девятнадцатого века
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 БОГ РЕФОРМАТОРОВ Пятнадцатое и шестнадцатое столетия
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7 БОГ МИСТИКОВ Иудаизм, христианство и, в
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6 БОГ ФИЛОСОФОВ В девятом веке арабы
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5 ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН Около 610 года
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4 ТРОИЦА: БОГ ХРИСТИАН Около 320 года
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 СВЕТ ЯЗЫЧНИКАМ В ту пору, когда
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 ЕДИНЫЙ БОГ В 743 г. до
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие В детстве у меня были стойкие
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 1 В НАЧАЛЕ... В начале сотворили люди
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | IV. ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ Встреча со смертью 150
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | I. ВВЕДЕНИЕ: НАШ ШИЗОИДНЫЙ МИР Кассандра: Аполлон 150
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | Часть Первая: ЛЮБОВЬ II. ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ И СЕКСА
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | III. ЭРОС В ПРОТИВОБОРСТВЕ С СЕКСОМ Эрос, бог
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | V. ЛЮБОВЬ И ДЕМОНИЧЕСКОЕ Если мои дьяволы оставят
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | VI. ДЕМОНИЧЕСКОЕ В ДИАЛОГЕ Если он алкоголик однажды
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | Часть Вторая: ВОЛЯ VII. ВОЛЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | VIII. ЖЕЛАНИЕ И ВОЛЯ Между замыслом И творением,
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | IX. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ Учение 150 это не накоплениеобрывков знаний.
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | X. ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ В ТЕРАПИИ Ни в теоретической ни
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | Часть Третья: ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ XI. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛЮБВИ
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | XII. СМЫСЛ ЗАБОТЫ Только истинно добрый человек знает,
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | XIII. ОБЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ Пусть они милосердием воздадут за
  • Р. Мэй. ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ | Примечания I. ВВЕДЕНИЕ: НАШ ШИЗОИДНЫЙ МИР Carl Oglesby,
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Учитесь есть, чтобы научиться любить II Импровизированная
  • О. М. Айванхов. ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Книга Первая | ОГЛАВЛЕHИЕ Как расширить понимание брака I Импровизированная лекцияБольшинство



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь