Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 50 Диагностика периферических нарушений речи у детей



Диагностика периферических нарушений речи у детей


Вводные замечания. При психологическом, дефектологическом обследовании детей нередко можно определить явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность проведения эффективных профилактических мероприятий или своевременной коррекционной работы специалиста – логопеда или психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и функциональными расстройствами центральной нервной системы, речедвигательного и речеслухового ее отделов.

Цель занятия. Выработка навыков обследования детей для выявления наиболее распространенных нарушений речи.

Дислалия – нарушение звукопроизношения, возникающее либо из-за анатомических дефектов артикуляторного аппарата, либо из-за функциональных нарушений в речедвигательной и в речеслуховой системах, либо в результате неблагополучных социально-психологических условий.

“Стертая” дизартрия – нарушение звукопроизношения из-за недостаточной иннервации речевых органов, сопровождающееся неточностью и ограниченностью объема движений артикуляторов. Кроме нарушения звукопроизношения при “стертой” дизартрии наблюдаются интонационные ограничения, искажение тембра, силы и высоты голоса (глухость, носовой оттенок).

Открытая ринолалия – нарушение звукопроизношения и гнусавость речи при врожденных расщелинах верхней губы, твердого и мягкого неба. Звукопроизношение характеризуется большим своеобразием. Неполноценность нёбно-глоточного затвора приводит к гипертрофии корня и задних отделов языка и к образованию согласных звуков в гортанно-глоточной области со специфическим щелчковым звучанием и носовым зашумлением.

Диагностика указанных речевых нарушений должна включать сбор кратких анамнестических данных, исследование особенностей психического развития, психического состояния, поведения, обследование анатомического строения артикуляторного аппарата, изучение речевой моторики, звукопроизношения и слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.

Оснащение и материалы. Деревянные шпатели, настольная лампа с поворотным рефлектором, настольный экран (ширма), игрушки, издающие звуки предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.

Порядок работы. Обследование надлежит проводить в отдельном помещении, размеры которого рассчитаны на групповые занятия. Процедура обследования включает пять этапов.

На I этапе необходимо познакомиться с обследуемым, расположить его к себе и получить прежде всего краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни). Путем наблюдения и проведения психодиагностической работы выявляются примерный уровень психического и физического развития и состояния, характер взаимоотношений с родителями, товарищами, воспитателями, учителями, отношение к своему дефекту речи, стремление и интересы, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведения. Если необходимо, то проводятся беседа с родителями и дополнительное психологическое исследование (например, памяти, интеллекта). Все полученные данные заносятся в протокол обследования.

На II этапе диагностируются анатомические особенности артикуляторного аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; исследуемые отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Особенности строения артикуляторов следует описывать, пользуясь следующей схемой:

  • Губы: в пределах нормы, боковая расщелина – односторонняя, двусторонняя.

  • Зубы: в пределах нормы, вне челюстной дуги, сверхкомплектные, деформированные, редкие.

  • Прикусы: прогнатия – выдвинутая вперед верхняя челюсть, проге-ния – выдающаяся наружу нижняя челюсть, открытый передний прикус – искривленные челюсти в передней части на почве рахита или вследствие неправильно выросших передних зубов, открытый боковой прикус.

  • Твердое нёбо: нормальное, готическое, уплощенное, расщелина (частичная, полная, скрытая).

  • Мягкое нёбо: нормальное, короткое, расщелина.

  • Язык: узкий, подъязычная связка нормальная, короткая.

  • Нижняя челюсть: в пределах нормы; деформирована.

В заключении по II этапу обследования должны быть отражены особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

На III этапе диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничение объема движений, склонность к постоянному удерживанию языка “комком” в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тре-мор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движениях. Выявление особенностей речевой моторики производится в процессе выполнения обследуемым по указанию исследователя определенных действий.

  1. Для выявления подвижности губ: вытянуть губы вперед и отвести их уголки в стороны; поднять верхнюю губу, опустить нижнюю, облизнуть их; усиленно выдыхая, вызвать вибрацию губ; надуть щеки – втянуть их.

  2. Для выявления подвижности языка: сделать язык сначала узким, а потом широким; поднять кончик языка к верхним резцам и опустить к нижним, подвигать им, как “маятником”.

  3. Для выявления подвижности нижней челюсти: опустить челюсть, выдвинуть вперед; установить, нет ли контрактуры.

  4. Для выявления подвижности мягкого нёба: произнести звук “а”. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, пассивное замыкание определяется шпателем или пальцем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки; одновременно отмечается наличие или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.

При выполнении указанных действий исследователь должен отметить наличие или отсутствие у обследуемого сопутствующих движений лица, мимических мышц. В процессе обследования следует установить состояние общей моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки самообслуживания, леворукость и т.п.

Итогом III этапа обследований должно быть заключение, для написания которого следует использовать следующую схему:

  • Движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные.

  • Объем движений: полный, неполный.

  • Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный.

  • Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

  • Наличие сопутствующих движений (указать какие).

  • Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

  • Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции:

больше (или меньше) 3 с.

На IV этапе диагностируются нарушения звукопроизношения. Для этого используется набор рисунков. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглушаются. Необходимо определить, каков характер нарушения: полное отсутствие звука, замена его другим, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).

По результатам IV этапа обследования – состояние звукопроизношения – необходимо составить заключение по следующей схеме:

  • при изолированном произнесении звука: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

  • в начале, в середине, в конце слова: нормальное, отсутствует, заменяется, искажается;

  • нарушено произношение шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, з, ц), дрожащих (р, р', л, л') (значок “'” соответствует мягкому варианту звука). Выявив, какие именно звуки ребенок произносит неправильно, и установив характер нарушения, можно перейти к V этапу обследования – диагностирование состояния слухового дифференцирования звуков. Его необходимо проводить в том случае, если обнаружились взаимозамены свистящих и шипящих звуков либо их смешение внутри каждой из этих групп согласных, а также неразличение звонких и глухих звуков, т. е. когда есть трудности слухового различения оппозиционных звуков.

Закрыв лицо экраном, исследователь голосом средней силы многократно в разной последовательности произносит слоги, слова, предложения с оппозиционными звуками, а ребенок, стоящий на расстоянии 1,5–2 м от него, либо повторяет сказанное, либо показывает соответствующую картинку. Для установления состояния слухового дифференцирования звуков необходимо решить следующие задачи:

  1. Проверить состояние слуха. Для этого ребенок должен выполнить задание, данное тихим голосом или шепотом. Например: “Покажи, где висит картина”, “Подними правую руку”.

  2. Выявить дифференциацию неречевых звуков. Для этого ребенок должен ответить на вопросы: “Что гудит?” (машина), “Что проехало?” (трамвай), “Кто смеется?” (девочка), “Угадай, что звучит?” (труба, свисток, льется водичка, шуршит бумага).

  3. Выявить состояние слуховой памяти и понимания речи. Для этого ребенок должен выполнить различные поручения в заданной последовательности. Например, “Дай мне кубик, а на столе возьми мяч”, “Поставь пушку на стол, а зайца посади на стул и подойди ко мне”.

  4. Проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками. Для этого ребенок должен повторить за исследователем: ба – па, да – та, ка – га – ка, са – ся, жа – ша, са – за; мышка – мишка, катушка – кадушка, роза – лоза; “семь машин на шоссе”, “пастушок быстро шел”, “висел железный замок”, “ручное зеркало упало”.

  5. Проверить состояние фонематического анализа и синтеза (у детей старше четырех лет). Для этого ребенок должен выполнить следующие задания:

а) определить, есть ли звук “с” в словах: самолет, лампа, миска, салфетка;

б) определить количество звуков в слове и место звука “с” в словах: сок, оса, нос;

в) составить слово из звуков: с, т, о, л; к, а, р; р, а, ш;

г) придумать слово на заданный звук: с, ш, л, р;

д) из общего количества картинок отобрать только те, названия которых

начинаются на определенный звук.

В заключении по V этапу необходимо отметить уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

Обработка результатов. Материалы обследования обобщаются для постановки окончательного диагноза. Для выявления причинной обусловленности отклонений в речи ребенка характер нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и моторики артикуляторного аппарата, а также соотносится с состоянием слуха и фонематического восприятия. С учетом анамнестических данных определяются вид нарушения (дислалия, “стертая” дизартрия, открытая ринолалия), форма нарушения (моторная, сенсорная, сенсомоторная, механическая), объем и степень нарушения разных фонетических групп звуков.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата__________________________________Возраст________________________

Диагностика периферических нарушений речи

I этап

Общие анамнестические данные_________________________________________

Психическое и физическое состояние, особенности поведения_______________

_____________________________________________________________________

Эмоциональные проявления, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми__

_____________________________________________________________________

Стремления, интересы__________________________________________________

_____________________________________________________________________

Особенности психомоторного развития___________________________________

Речевая среда и особенности речевого развития____________________________

____________________________________________________________________

Заключение__________________________________________________________


II этап

Особенности анатомического строения артикуляторного аппарата:

губы________________________________________________________________

зубные ряды, прикусы_________________________________________________

нижняя челюсть ______________________________________________________

твердое нёбо_________________________________________________________

мягкое нёбо__________________________________________________________

язык________________________________________________________________

заключение__________________________________________________________

____________________________________________________________________

III этап

Движения в артикуляторном аппарате (наличие, точность, объем, темп):

губы_________________________________язык___________________________

нижняя челюсть______________________________________________________

мягкое нёбо__________________________________________________________

задняя стенка глотки__________________________________________________

Состояние артикуляторов (тонус, длительность удержания заданного положения, способность к переключению):

Губы______________________________язык______________________________

нижняя челюсть______________________________________________________

мягкое нёбо__________________________________________________________

задняя стенка глотки__________________________________________________

Особенности мимики и тонуса лицевых мышц_____________________________

____________________________________________________________________

Сопутствующие движения (наличие, особенности)_________________________

Состояние общей моторики_____________________________________________

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

IY этап

Звукопроизношение изолированных звуков и звуков в составе слов. (Результаты исследования внести в таблицу, пользуясь следующими условными обозначениями: + – правильное произношение, – – отсутствие звука, = – замена звука, вместе с условным знаком указывается и замещающий звук, » искажение звука.)

Условие произнесения звука

Звук

ш

ж

ч

щ

с

с'

з

з'

ц

л

л'

р

р'

Изолированно

В начале слова

В середине слова

В конце слова

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

Y этап

Состояние слуха______________________________________________________

Дифференциация неречевых звуков______________________________________

Понимание речи и слуховая память______________________________________

Слуховое различение слогов, слов с оппозиционными звуками_______________

____________________________________________________________________

Фонематический анализ и синтез________________________________________

Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________

Общее заключение: диагноз и его обоснование. Рекомендации_______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рисунки предметов для исследования звукопроизношения





Просмотров: 4362
Категория: Описания тестов



Другие новости по теме:

  • Абсолютный слух
  • Амузия
  • Артикуляция
  • Базовые нарушения при шизофрении
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования памяти наиболее часто применяются методика заучивания 10 слов, исследование памяти на изображение предметов путем узнавания.
  • В. М. Блейхер И.В. Крук. Патопсихологическая диагностика >> Для исследования эмоционально - волевой сферы подростков в ряде случаев применяются диагностические личностные опросники.
  • Виды галлюцинаций
  • Вкратце о темпераменте
  • Восприятие сложных звуков
  • Восприятие устной речи
  • Второй тип заданий. Исключение лишнего.
  • Высота звука
  • Голос
  • Голосовые контакты с ребенком
  • Дизартрия
  • Дисграфия
  • Клинические формы нарушения общения
  • Лепет ребенка
  • Методика "Чего не хватает на этих рисунках?"
  • Методы патопсихологической диагностики восприятия
  • Общее понятие о темпераменте
  • Овладение произвольной регуляцией речевой деятельности
  • Основные защитные "панцири" по В. Райху
  • Процедура определения психологической готовности к школе
  • Речь
  • Слух младенца и издаваемые звуки
  • Совершенствование речевого аппарата дошкольника
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Четкость речи
  • Этапы развития речи ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь