|
Проблемы групп встречХотя группы встреч имеют последователей и число их растет, у них есть и противники. Курт Бак (Back, 1972), один из наиболее последовательных критиков этого группового движения, предупреждает, что выявленная в группах встреч сильная тенденция группового процесса возбуждать интенсивные эмоциональные переживания не всегда есть благо. Когда самовыражение становится самоцелью, то символические утверждения и абстрактное теоретизирование теряют свою ценность. Хотя, согласно Баку, группы встреч направлены на установление контактов и развитие близости в отношениях, сильные эмоции, возникающие в момент межличностной "встречи", могут оказаться и не столь интимными, а тем более значимыми. Он утверждает, что каждый участник используется как инструмент или объект для формирования переживаний у других членов группы и отношения в группе не являются личностными и подлинными. Следовательно, по завершении курса обучения участники заботятся друг о друге не так, как они думали заботиться друг о друге в период занятий в группе. Поскольку группы встреч приводят к возникновению уникального, интимного стиля общения, который противоречит социальным условностям, то члены группы часто испытывают трудности, возвращаясь в мир социальных условностей. Этот болезненный переход глядно проиллюстрирован в кинофильме "Bob and Cr and Ted and Alice". Супружеская пара после прох> дения курса обучения в мастерской Эсалена не про ляет терпимости к своим старым друзьям, так как с тает их по сравнению с собой менее "открытыми" более "неуверенными". Хотя и не дидактично, но группы встреч фор руют ценности, которые трудноосуществимы в повс невных социальных контактах. Так, у бывших учг ников при возвращении к обыденной жизни и i осознании, что другие не разделяют их новую сист" убеждений и не относятся к ним как к близким, р ным людям, может возникнуть существенное разе рование. Вероятно, наиболее сильный феномен "возв щения" бывает тогда, когда один из супругов возвращается из группы личностного роста и обнаружив, что его (ее) супруга (супруг) не изменились и не поражены богатством его (ее) нового опыта. Опытные участники научаются снижать уровень своих ожиданий для сохранения того, что они получили в группе. Трудности реализации многих ценностей групп встречВ реальных социальных условиях приводят к тому, некоторые люди становятся "завсегдатаями" этих групп. Множество "наркоманов" групп встреч переходят одной группы в другую в поисках все более и бо сильных и значимых переживаний, так как они не с собны измениться или адаптироваться к реальному м, и чувствуют себя в безопасности, комфортно только с ди узкого круга участников группы. Если не происхо переноса полученного в группах опыта в реальи жизнь, группы встреч становятся неким подобием у жища для регрессивных и зависимых личностей. Поскольку группы встреч вызывают
изменения в ловеке в любом
направлении, то вероятность пол}
ния психологической травмы в них
больше, чем в дру видах групп.
Недостатки групп встреч во многом
ос ются неописанными, так как к
настоящему времени
последовательной, направляющей
психологической i рии (Burton, 1969). В
связи с тем, что философские
основания теории групп встреч
бросают вызов структуре социально
принятых ценностей. Руководитель
группы в существенной степени
определяет, насколько полезным
окажется групповой опыт. Было
замечено, что талантливый
руководитель оказывается очень
влиятельным в стрессовых
ситуациях, и члены группы, его
горячие приверженцы, часто
наделяют такого руководителя
"магическими" качествами (Tucker,
1968). Такие руководители могут
оказывать огромное влияние на
мышление участников в эмоционально
насыщенной атмосфере группы.
Последнее критическое замечание по группам встреч касается недостаточности данных об отдаленных последствиях группового опыта. Необходимо подчеркнуть, что только недавно были проведены исследования по отдаленным последствиям некоторых групповых методик. Одной из главных проблем, связанных с изучением групп встреч, является определение подходящих переменных, описывающих результат проведения группы. В отличие от традиционной психотерапии, где изменение проявляется в исчезновении специфического симптома, группы встреч претендуют на такой результат, который выражается в развитии или изменении личности в целом. Данные исследований, подтверждающие приобретение опыта, довольно велики и в подавляющем большинстве положительны. Гибб (Gibb, 1971) и Роджерс (Rogers, 1970) цитируют исследования, в которых показано, что опыт участия в группах встреч помогает исследовать чувства, усиливает чувствительность к оттенкам межличностных отношений, повышает самооценку, увеличивает самопринятие. Бебоут (Bebout, 1973) добавляет, что группы встреч, несомненно, уменьшают отчужденность, решают многие личностные проблемы, вызывают положительные изменения в представлении клиента о самом себе. Проблема продолжительных поведенческих изменений, которые происходят после приобретения группового опыта, требует глубокого изучения. Однако сторонники групп встреч утверждают, что даже временные изменения имеют значительную ценность, так как они демонстрируют саму возможность изменений. Рассказ студентки о том, как опыт участия в группе встреч помог ей осознать, что при желании она опять сможет снизить свою защищенность, стать более открытой и приблизиться к полному функционированию, иллюстрирует данную точку зрения. Со временем мой "разрыв" с группой становился все бо^ заметным. Всего лишь несколько раз мне удалось быть ностью откровенной с самой собой и рассказать об этом гим. И люди ответили мне состраданием и теплотой. Я холилась в полном согласии со своим внутренним миро' каждая клеточка моей души была открыта другим. Чп ощущение! Я ходила в восхищении в течение некоторого времени, пытаясь сохранить это мгновение, пока все не возвратилось на круги своя и я опять не закрылась. Но эти изменения обязательно повторятся со мной и с теми, с кем я вместе все это переживала. Это был момент нашей общности. Есть ли неудачи, негативные аспекты rpynnoi опыта? Несомненно, поскольку некоторые участж освобождаясь от обычных защитных механизмов, создают более адекватных способов поведения. Hat лее подробное исследование результатов группового о та было проведено Либерманом, Ялом и Майлзом (1 berman, Yalom & Miles, 1973). Авторы выделили дес видов психокоррекционных групп. Различия между ми были довольно неопределенными, поэтому их можно квалифицировать как группы "встреч". Спекулятивным был вывод
Либермана и др. о том, что
агрессивный, эмоционально
стимулирующий участников
руководитель группы будет иметь
непропорционально высокое
количество неудач, хотя
исследование Расселла (Russell, 1978)
показало, что лишь некоторые
руководители групп в исследовании
Либермана имели высокие оценочные
показатели по такому качеству, как
эмоциональное стимулирование,
которое считается основным для
руководителей групп встреч. Другим
фактором, тесно связанным с
отрицательным результатом участия
в группе, является психологический
портрет членов группы. Те
участники, которые оказались
"неудачниками", еще до начала
занятий в группе были в большей
степени, чем другие кандидаты, не
уверены в себе, имели низкую
самооценку, нереалистичные
ожидания по отношению к групповому
опыту, а также были склонны
избегать стрессовых ситуаций.
Иными словами, те члены группы,
которые при стремлении к изменению
и личностному росту психологически
уязвимы, неадекватны в
межличностных отношениях и не
способны использовать опыт,
полученный в группе, составляют
группу риска. Наивные ожидания, что
группа встреч есть единственный
источник постоянных изменений,
представляют собой большую
опасность, чем небольшой и
неизбежный риск негативного
результата.
Социальная обстановка Северной Америки способствовала распространению групп встреч частично потому, что выдвижение системы ценностей этой формы групповой работы совпало по времени с ростом индивидуализма отчуждения, погоней за успехом и счастьем. Некоторые рассматривают движение групп встреч как светскую замену тех функций, которые выполняли традиционные церкви (Sampson, 1971; Steinberg, 1975). Если это так, то можно провести параллель между психологическим эффектом групп встреч и мистической системой верований христианства, где особое внимание уделяется самораскрытию, честности, чувству общности, общению и второму рождению. Иногда странствующий руководитель групп встреч напоминает проповедника, проводящего свои собрания где придется. Возможно, то, что дало силу движению групп встреч, может превратиться в его тормоз. Капиталистическая, рыночная ориентация Америки, которая помогла группам встреч завоевать наиболее посещаемые центры личностного роста, может привести к возрастанию механистичности и последующему ослаблению этого движения (Steinberg, 1975). Хотя группы встреч могут дать опыт настоящего общения и искренних переживаний. те умения, которыми овладевают участники в этих группах, могут использоваться как с манипулятивными, так и с гуманистическими целями. Несмотря на то что участие в группах встреч помогает членам этих групп стать аутентичными, более открытыми опыту, некоторые участники учатся "продуцировать" чувства и играть фальшивые роли. Ориентация групп встреч на активность и принятие риска отличает их от остальных видов групп. Часто люди обращаются к группам встреч, когда традиционная терапия не может удовлетворить их стремление к социализации и близости в общении. По многим параметрам группы встреч могут расцениваться как прогрессивное явление в психотерапии, которое раздвинуло рамки психотерапии и включило в нее людей, стремящихся расширить сферу осознания самих себя и улучшить свои межличностные контакты. Опыт групп встреч также используется традиционными организациями, такими, как церковные общества, учебные заведения и т. п. Движение групп встреч дает людям возможность ощутить вкус "общности", поэтому группы, имеющие другие цели и функции, используют методы групп встреч как свои собственные (Coulson, 1973). Однако некоторые философские аспекты, лежащие в основе групп встреч, в настоящее время уже не так интересуют студенчество, как это было несколько лет тому назад. Борьба за личную свободу и честность постепенно затухает и в некоторой степени заменяется возвращением к более стабильным ценностям, прагматизму, материальному успеху и достатку. Но, пока существуют одиночество, отчужденность, а также стремление личности к реализации собственного потенциала, будет и определенная необходимость в группах встреч. по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия" Просмотров: 1396 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|