|
Основные процедуры телесной психотерапииВ дополнение к методическим приемам традиционной индивидуальной психотерапии и групп встреч биоэнергетические практики используют свои специфические приемы, такие, как напряженные позы тела, активные упражнения и вербальные процедуры высвобождения эмоций для мобилизации потока энергии. Эти методики заставляют участников осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить "мышечную броню" (Brown, 1973). Так как психические и телесные явления считаются равнозначными, ригидность на одном уровне предполагает ригидность и на другом. Биоэнергетические методики вводятся для преодоления ригидности, которая часто вызывает тревогу и эмоциональные переживания. ДыханиеДыхание - совокупность процессов по i ' жанию жизни, дающих организму непосредственно энергию для его движения и функционирования тому большинство биоэнергетических занятий начинается с дыхательных упражнений и постоянные минаний участникам о контроле за циклом "вдох - выдох". В ортодоксальной терапии Райха клиент раздевается, ложится, начинает глубоко дышать, cocpeдоточиваясь на телесных ощущениях, говорит о своем ческом состоянии. Современные терапевты, дователи Райха, могут одновременно с дыхательными упражнениями физически манипулировать телом клиента и поощрять релаксацию. Лоуэн также начинает занятия в группах телес терапии с дыхательных упражнений. Однако участ.. обычно находится в напряженной позе, например m гнувшись через табурет. Вегетативная нервная система иннервирует внутренние органы, железы, гладкую мускулатуру, сердце и легкие при эмоциональных переживаниях. В целом симпатическая вегетативная нервная система подготавливает тело к реакции на стресс, стимулирует выделение адреналина, увеличивает частоту сердечных сокращений и поднимает уровень сахара в крови. В свою очередь парасимпатическая нервная система играет главную роль в сохранении и защите телесных ресурсов, управляя пищеварительной и выделительной функциями. Известно, что задерживание
дыхания служит аффективным
способом избежать глубоких
чувственных переживаний: гнева,
печал, страха и сексуальности.
Телесные терапевты обратили
внимание на прямую связь между
учащенным дыханием и чувством
внутренней тревоги. Лоуэн (Lowen, 1975)
буквально связывает слово
"тревога" ("anxiety") с
немецким словом "Angst",
буквально означающим "удушье в
узких местах". На физическом
уровне "узкое место" может
означать любой суженный проход в
теле, например горло. Так,
напряжение мышц шеи и горла создает
препятствие полному дыханию, что
порождает тревогу. Мышечное
напряжение является следствием
удержания под контролем сильных и
внезапных чувств. Тревога - это
эмоциональное состояние, которым
организм отмечает нарушения в
нормальном функционировании тела.
Мы видели, что процесс самопознания
и тренировки новых видов поведения
на начальных стадиях развития
группы обычно вызывает тревогу у
участников; когда участники
испытывают внезапные сильные
чувства, они могут затормаживать
ответные реакции. Как уже
упоминалось ранее, торможение
чувств происходит автоматически,
вызывая появление областей
напряжения, которые снижают полный
энергетический уровень тела. С
помощью специальных приемов
мышечного расслабления, например
расслабления челюстных мышц,
глубокого и полного дыхания,
сдерживаемым чувствам может быть
дана полная разрядка.
Участники биоэнергетических групп обычно одеты в шорты. Одевая легкую, не сковывающую движения тела одежду, они обретают полную свободу в телесных упражнениях и получают возможность ясно видеть тело и любую "мышечную броню". Лоуэн не поощряет полного обнажения в своих группах, так как это чрезмерно возбуждает и отвлекает участников от терапевтических целен, однако некоторое обнажение 'тела помогает в условиях группы десенсибилизировать участников в сексуальном плане и сломить один из фасадов, за которыми люди обычно прячут свои сомнения и ранимость. Участники, овладевшие опытом биоэнергетического анализа, способны делать важные выводы относительно личностных качеств других на основании фор-мьв и очертаний их тела, физической гибкости или ригидности. Лоуэн фактически создал свою диагностическую систему, основанную только на физических характеристиках. В обычной биоэнергетической группе каждый участник поочередно встает перед зеркалом, а остальные наблюдают. Затем членов группы просят описать физический облик человека, стоящего перед ними. Так, например, один участник характеризуется как "тростник, гнущийся на ветру", другой - как имеющий мускулистые и сильные ноги, но более хрупкий и астеничный вид выше талии. На основании полученных физических характеристик руководитель и члены группы могут сделать вывод о "броне характера" каждого конкретного участника и блокировках спонтанного течения энергии, а также соотнести эти выводы с теми проблемами, которые возникают у участников в группе. Таким образом, на протяжении всего курса занятий не прекращается пошытка соотносить телесную работу с предмето^теку-щего психологического обсуждения. Минц (Mintz, 1971) приводит пример такого соотнесения личностных особенностей и физических характеристик в описании одной из своих групп. Участник группы рассказывает, как растущее осознание им своего внутреннего мира соотносится с пониманием значения дефекта внешности. Группа начала спрашивать меня, почему я хожу сгорбившись. Я ответил, что причиной этому является плохая поза; они же сказали, что нет, это не может быть просто плохой позой... Мне не хотелось обсуждать это, но я осознаю ассоциацию, к которой пришел. Мои родители всегда говорили мне, чтобы я не горбился, стоял прямо, не то у меня будет горб, когда я вырасту. Мои родители говорили также, что, если я не буду стоять прямо, они отведут меня к врачу и я должен буду носить корсет. Я никогда не мог решиться сказать им, что хотел бы, чтобы они отвели меня к врачу, потому что мечтал ходить прямо. Я обвиняю их в том, что моя поза так плоха и я должен ходить сгорбившись (Mintz, 1971, р. 151). Мышечное напряжение диагностируют и с помощью использования биоэнергетических напряженных поз тела, упражнений, способствующих выделению адреналина и появлению напряжения. Так как хроническое мышечное напряжение действует на подвижность (или движение), то проблемы подвижности становятся яснее, когда человека просят принять физически напряженные позы. Основной напряженной позой в
биоэнергетической терапии Лоуэна
является арка, прогиб назад. Лоуэн отмечал,
что позднее он обнаружил эту позу в
дао-систских писаниях. При
правильном исполнении арки Лоуэна
воображаемая перпендикулярная
линия соединяет точку,
расположенную посередине между
лопатками, с точкой, находящейся
посередине между ног. Если
применить терминологию
биоэнергетической терапии, то
можно сказать, что в этой позе
человек заряжен с ног до головы,
заземлен и уравновешен. Вместе с
тем мышечное напряжение выявляет,
что одни участники склонны к
чрезмерной физической ригидности,
которая мешает им успешно
выполнять арку. Другие, с излишне
гибкой спиной, не обеспечивают
достаточной поддержки своему телу,
что может свидетельствовать о
чрезмерной уступчивости,
бесхарактерности личности. Третьим
недостает симметрии и гармонии, по-
р и с. 7. Арка Лоуэна тому что их
части тела выглядят как бы
действующими порознь (например,
голова и шея наклонены в одну
сторону, туловище - в
противоположную). У этих участников
может наблюдаться внутренняя
рассогласован-ность, и в плане
характера их можно отнести к
"шизоидному" типу. Как и при
объяснении понятия "почва под
ногами", применение метафоры
дает ключ к пониманию
межличностного поведения: ригидные
люди склонны к упрямству и
скрытности; гибкие люди могут быть
неспособны к достаточному
самоутверждению. Лоуэн испытывает
такое доверие к позе арки как
диагностическому индикатору, что
заявляет, будто никогда не видел
человека с нарушениями
психического развития, правильно
выполняющего эту позу (Lowen, 1975).
Как говорилось выше, напряженные позы используются для установления областей напряжения, но, кроме этого, они находят применение в прямой физической работе над расслаблением напряженных мышц. Двигательные упражнения эффективны тем, что помогают вернуть членов группы к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека. Известный в США по телевизионным передачам актер Орсон Бин, описывая свое участие в группе, вспоминает первую встречу с телесным терапевтом, предложившим ему для высвобождения примитивных чувств использовать глубокое дыхание и делать "велосипед". Я начал ритмично поднимать и опускать ноги, ударяя кушетку икрами. Мои бедра заболели, и я подумал, когда же он скажет, что уже можно заканчивать, но он молчал, и я продолжал, и продолжал до тех пор, пока у меня возникло ощущение, что мои ноги как бы начали "отниматься". Постепенно боль прошла, и приятное смутное чувство удовольствия все сильнее начало растекаться по всему телу. Теперь я чувствовал, как ритм завладел движениями, которые не требовали никаких усилия с моей стороны. Я чувствовал, что меня охватывает и несет нечто большее, чем я. Я дышал глубже, чем когда-либо прежде, и ощущал, как каждый вдох проходит вниз по легким до таза (Bean, 1971 р. 20). Биоэнергетическая теория полагает, что хронически напряженные мышцы сдерживают импульс, который возникает, когда мышцы расслаблены. Следовательно, поощрение свободных движений возбуждает импульс и заблокированные чувства. Одним из базовых физических движений, выражающих протест, является брыкание. Участник имитирует протестующие действия маленького ребенка, ложится на спину, сучит ногами, колотит руками по полу и вертит головой из стороны в сторону. Физические движения одновременно сопровождаются громкими выкриками "нет!" или "я не буду!" - и таким образом индивидуум получает доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости. Функцией других членов группы
является облегчение каждому
участнику процесса высвобождения.
Они могут активно стимулировать
этот процесс, например говорить
"да", если участник говорит
"нет", или утверждать "ты
будешь" в ответ на утверждение
"я не буду". Короче говоря,
группа взаимодействует с главным
участником, поощряя более полное
выражение чувств. Руководитель или
партнер по группе могут
комментировать несовпадение слов
клиента и его телесных движений,
например улыбки, которая часто
сопровождает враждебный жест или
замечание. В других случаях члены
группы могут "отражать"
движения работающих участников,
крича и ударяя по чему-нибудь в
унисон с ними для усиления
эмоционального реагирования.
Иногда предмет гнева человека
становится очевиден, если ярость
направлена на отсутствующих
родителей, брата или сестру. В
биоэнергетике истоки подавленных
аффектов обычно обусловлены
вмешательством негативных
сообщений и ограничивающих
установок родителей. Клиента могут
попросить назвать предмет его
гнева. Иногда руководитель или
другой участник может облегчить
эмоциональную разрядку, исполняя
роль личности, на которую направлен
гнев клиента.
Двигательные упражнения работают лучше тогда, когда участник эмоционально вовлекается в процесс, начинает злиться и ищет возможность освободиться от злости и гнева, чем когда двигательные упражнения исполняются как механический ритуал. Типичным отрицательным результатом является сдерживание интенсивной вспышки, в результате цель упражнения остается недостигнутой. Минц предупреждает (Mintz, 1971) о том, что группа должна проявлять осторожность и не отвергать выражения человеком сильных отрицательных чувств, так как отвержение просто усилит психическое напряжение, возникшее много лет назад. В биоэнергетических группах участники также выражают негативные чувства по отношению друг к другу. Бывают случаи, когда могут быть полезны борьба и другие виды физических контактов. Пирракос (Pierrakos, 1978) предостерегает, что поощрению этих видов физической работы должна предшествовать групповая зрелость, то есть участники должны научиться достаточно доверять друг другу, чтобы принять прямое негативное сообщение. На протяжении всего группового опыта участникам напоминают об ответственности за их чувства. Проявление негативных чувств, таких, как гнев, страх, грусть, почти неизбежно предшествует выражению положительных эмоций. По-видимому, негативные чувства скрывают глубокие потребности в положительном контакте и успокоении, и через них члены группы должны пройти раньше, чем они будут готовы принять положительные эмоции. Согласно Лоуэну, стремлению к привязанности нельзя доверять, пока не выражены подавленные негативные чувства. Он убежден, что, хотя не все участники признаются в сокрытии или сдерживании гнева, каждый в группе может найти тот или иной предмет для его выражения. Минц (Mintz, 1971) приводит пример того, как конфронтирующий физический контакт между двумя членами группы может облегчить одному из них возможность эмоционально разрядиться. Участница группы обнаружила, что, хотя она и была по природе самоуверенной, обладала физической силой, семья и другие близкие ей люди внушили необходимость скрывать свои физические возможности и подчиняться культурному стереотипу милой, слабой женщины. Особенно она боялась обнаружить свою скрытую силу перед мужчиной из страха, что он будет считать ее неженственной и вследствие этого отвергнет. В группе был выбран подходящий мужчина, чтобы помериться с ней силой рук. Для нейтрализации физиологических различий в мужском и женском силовом потенциале женщине разрешили использовать обе руки. Возникла ситуация относительно равного по силе состязания, после долгой борьбы оба участника расхохотались до изнеможения. Символически женщина имела дело со своей сущностью, пыталась ее выразить, и ее усилия были тепло приняты группой. В других ситуациях члены группы могут не дать встать человеку, символизируя этим, как его подавляют другие. Этот методический прием вызывает сильную по форме эмоциональной экспрессии вспышку гнева и ярости, так что его следует предлагать лишь эмоционально стабильным участникам, а руководитель должен принять физические меры предосторожности, чтобы гарантировать безопасность участников группы (Mintz, 1971). Двигательные упражнения может
использовать любой желающий
работать участник. Пирракос (Pierrakos,
1978) также полагает, что можно
поощрять группу в целом
исследовать глубокие чувственные
переживания. Он предлагает
участникам лечь на пол на спины в
позицию "мандала" таким
образом, чтобы их ноги
соприкасались в середине, а тела
располагались как спицы в колесе.
Он находит, что конфигурация
"мандалы" может генерировать
огромную энергию в группе, особенно
когда участники начинают
одновременно дышать и таким
образом энергетическая система
каждого участника как бы
увеличивает накопление энергии в
группе. Для поощрения позитивных
чувств Пирракос
"переворачивает"
"ман-далу", и участники
оказываются лежащими головами к
центру, тогда как ноги расходятся
лучами.
Телесные терапевты утверждают, что сильное физическое высвобождение аффекта может вести к личностным изменениям (Olsen, 1976). Кроме того, когда люди привыкают открыто выражать ту или иную эмоцию, у них возрастают возможности пережить весь диапазон чувств. В большинстве биоэнергетических групп участники идут дальше эмоциональной разрядки и используют вновь возникшие чувства для взаимодействия с другими, поиска обратной связи и вербальной работы над своими реакциями. Физический контактБольшинство групп телесной терапии включают физический контакт в групповое взаимодействие. Особенно акцентируется роль физического контакта в некоторых подходах. Ортодоксальная терапия Райха применяет для поощрения процесса эмоциональной разрядки мышечный массаж. Райх трогает, давит и щиплет клиентов, чтобы помочь им сломать "броню характера". Он начинает с верхнего круга "мышечной брони" и проходит вниз по телу, достигая последнего круга, расположенного на уровне таза. С помощью прямого манипулирования мышечными кругами, называемого "вегетотера-певтическими" методиками, заблокированные чувства высвобождаются в потоке отрицательных эмоций. В обычном упражнении при манипулировании верхним кругом, расположенным на уровне глаз, клиента заставляют широко раскрыть глаза и высвободить эмоции, выразив свое эмоциональное состояние вербально. При манипулировании кругом, расположенным на уровне грудной клетки, клиента могут попросить глубоко дышать, и одновременно с дыхательным циклом терапевт надавливает на мышцы груди. Биоэнергетика Лоуэна значительно отличается от метода Райха. Лоуэн, например, не настаивает на том, что освобождение от семи кругов "мышечной брони" должно идти последовательно, сверху вниз, и использует меньше методик прямого телесного контакта (Brown, 1973), предпочитая для энергетизации частей тела полагаться на напряженные позы, активные упражнения и вербальные методики высвобождения эмоций. Лоуэн рекомендует применять, кроме физических манипуляций напряженной областью, физический контакт между членами группы (Lowen, 1969). Похожие на массаж контакты между участниками помогают расслабить мышцы и области хронического напряжения и, кроме того, могут служить средством оказания поддержки и успокоения. В группах Лоуэна участников учат простым способам массажа напряженных мышц шеи и плеч. Более сложные формы массажа тела требуют компетентности руководителя. по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия" Просмотров: 1680 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|