|
Коммуникативные уменияЦелью всех Т-групп является рост личности через расширения сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих в группе. Т-группы используются как лаборатории для развития и отработки умений межличностного общения. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и эксг риментировать с ними, устанавливая взаимоотг ния с другими членами группы, которые дают обр связь. Руководители могут также играть активную в распространении информации, моделировании и обеспечении группы обратной связью. Коммуникативные умения, развиваемые в Т-группе, включают описание поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь и конфронтацию. Успешное овладение этими умениями членами группы сводит до минимума стесненность и отчуждение в группе, улучшает сотрудничество и помогает достижению групповых целей. Описание поведения означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без приписывания им мотивов действий, оценки установок или личностных черт. Например, высказывание "Стюарт, ты всегда стараешься произвести на нас впечатление" содержит оценку, в то время как высказывание "Стюарт, я заметил, что, когда кто-нибудь еще поступает хорошо, ты стремишься заговорить о своих собственных достижениях" содержит описание поведения. "Элен, ты неряха" - оскорбление, тогда как "Элен, ты пролила кофе и не вытерла" - описание поведения. Первый шаг в развитии способности высказываться в описательном ключе, а не в форме оценок - улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. В целом обратная связь, основанная на наблюдениях, вызывает наименьшую психологическую самозащиту партнера и наибольшее желание понять и изменить поведение. Коммуникация чувств - другое важное для межличностных отношений умение, включает ясное по возможности сообщение о внутреннем состоянии. Так как чувства могут выражаться посредством телодвижений, действий и слов, легко ошибиться относительно эмоционального состояния партнера. Например, сжатый рот человека может восприниматься как выражение гнева, а на самом деле быть проявлением страха. Члены группы должны помочь участникам передавать сообщения таким образом, чтобы их чувства были правильно поняты другими с целью вызвать содержательные ответы. Человек, передающий чувства адекватно и однозначно, использует в своих высказываниях местоимения "я" или "мне", прибегает к помощи прямых определений и метафор ("Я чувствую смущение" или "Я чувствую себя так, будто меня застигли в момент, когда мои руки были в банке с вареньем"). Часто мы передаем наши чувства
опосредованно, то есть в неявной
форме. Например, сказать "Это
была ужасная встреча" - значит
дать оценку конкретной ситуации и
игнорировать собственные чувства,
поскольку они кажутся неприятными.
Сказать "Я чувствовал отвращение
к этой встрече" - значит выразить
свои эмоции более честно и прямо.
Люди путают мысли и чувства. Мысли -
это скорее когнитивные наблюдения
и заключения, чем описания
состояния. Утверждения типа "Я
чувствую, что Линда не очень
счастлива" или "Я чувствую, что
нам не стоит этого делать" в
действительности суть суждения или
заключения, в которых слово
"чувствую" должно быть
заменено словом "думаю".
Точное эмпатическое понимание включает процессы адекватного представления и коммуникации. Правильно представить - значит воспринять, что происходит внутри другого человека, что он переживает, идя дальше идентификации содержания вербального сообщения с целью уловить его значение и смысл. Это требует достаточно тесного контакта в процессе общения, чтобы видеть мир глазами других и в то же время достаточно отчетливо отличать их переживания от своих. Адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека, является необходимым, но не достаточным, условием хорошей коммуникации. Эмпатически общаться - значит убедить других в своем понимании как их чувств, так и поведения и опыта, лежащих в основе этих чувств (Egan, 1975). Минимум эмпатического понимания состоит в точном отражении значения слов и аффективных реакций со беседника. Помощник показывает, что он понимает явно<' содержание коммуникации. Например: Джон: Всякий раз, когда я встаю перед группой. чтобы говорить, при виде множества лиц теряю нить того, что хочу сказать. Мери: При виде всех этих людей ты становишься скованным и косноязычным. На более высоком уровне эмпатического понимания содержание сообщений участника и его чувства воспринимаются, комментируются партнером по общению, разделяющим наиболее личностные моменты переживаний своего собеседника. Помощник пытается в своих интерпретациях отразить то, что скрыто от сознания партнера. Например: Джилл: Мой отец буквально следит за мной. Он хочет, чтобы я все время посвящала учебе и получала отличные оценки. Джек: Ты сердишься на отца за непомерную требовательность, а при этом, пожалуй, ощущаешь некоторую грусть из-за того, что разочаровываешь его. Следующие указания способствуют обучению точному эмпатическому пониманию (Carkhuff, 1969): 1. Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека. 2. Пытайтесь на ранних стадиях обучения эмпа-тии использовать слова и выражения, по значению и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми, которые употреблялись во время акта коммуникации. Это называется парафразом. 3. Формулируйте ответы на языке, который наиболее созвучен собеседнику. 4. Используйте эмоциональный тон, соответствующий тону, взятому собеседником. 5. Глубже постигая эмоциональное состояние другого, старайтесь уточнять и расширять смысл его сообщения. Это помогает собеседнику выразить чувства, которые до этого он выразить не мог. 6. Старайтесь осознать и понять
чувства и мысли, которые не были
прямо выражены собеседником, но,
видимо, подразумевались в
сообщении. Пытайтесь восполнить то,
что упущено в сообщении, а не просто
давайте собеседнику обратную
связь.
Конфронтация - наиболее сильно действующая форма коммуникации, в которой заложены как возможности личностного роста, так и возможности причинения вреда. Можно предположить, что общение в форме конфронтации происходит, когда действия одного человека направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение (Egan, 1975). При умелом использовании конфронтация помогает людям глубже исследовать свое поведение и эффективно изменять его. Конфронтация будет более продуктивной, если ее инициатор: а) устанавливает положительные взаимоотношения и углубляет взаимосвязь с людьми, которым противопоставляет себя; б) выражает конфронтацию в форме предположения или вопроса, а не требования; в) говорит об особенностях поведения партнера, а не его личности, не приписывает его действиям предполагаемых или скрытых мотивов; г) осуществляет конфронтацию, которая содержит конструктивные и позитивные начала; д) вступает в конфронтацию прямо, не искажает факты, намерения и чувства партнера (Pfeiffer & Jones, 1973). Реципиент извлечет пользу из конфронтации, если он открыт для обратной связи и рассматривает ее как возможность исследовать себя. Если атмосфера в группе еще не стала доверительной, в ответ на конфронтацию в различных формах поведения членов группы могут проявиться оборонительные реакции. Природа конфронтации связана с групповыми целями. Так, интимно-личностная конфронтация не будет содержать конструктивные и ценные начала в Т-группе, ориентированной на определенную задачу. Умелая конфронтация требует чуткости к психологическому состоянию реципиента и осознания индуктором своих собственных мотивов. Терапевтическая конфронтация может оказаться сомнительной, если обусловлена потребностью бросить вызов, наказать или навязать волю, а не желанием помочь и установить более близкие отношения с другим индивидуумом. Структурированный подходМногие Т-группы сегодня не могут тратить время занятий на создание собственной социальной организации, длительное выяснение целей и выработку плана действий. Следовательно, руководители краткосрочных групп должны быть активны, действуя во многих случаях как участники, вступая в конфронтацию и обеспечивая обратную связь на протяжении всего времени развития своих групп. "Структурированная" лабораторная учебная сессия устанавливает определенную цель каждой встречи и задачи, действия, упражнения для достижения этой цели. Действия обычно включают наблюдения, сосредоточенные на таких концептуально важных для Т-группы составляющих группового опыта, как уровни участия и влияния, нормы, атмосфера в группе, процедура принятия решений. Руководитель задает тон занятия, ставя перед группой задачу, затем группа вырабатывает свой способ решения. Запланированные действия могут предприниматься для стимуляции индивидуального участия и поиска способов поведения в таких областях, как разрешение конфликтов, соревнование и лидерство. Например, группа может быть направлена на создание искусственной компании или идеального общества. На протяжении всего группового процесса члены группы предоставляют друг другу межличностную обратную связь, а руководитель использует все возможности для ее обеспечения. Психокоррекционные упражнения относятся к структурированной Т-группе. по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия" Просмотров: 1671 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|