Роли и нормы в группах психокоррекции

Изучение социального поведения Гордон Олпорт определил как "попытку понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуума действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других" (Allport, 1968, р. 5). Мы являемся социальными существами в значительной степени в результате осуществляемой деятельности и взаимодействий с родственниками, друзьями, знакомыми и посторонними людьми. Процессы, имеющие место в социальной группе или семье, в искусственно созданной группе происходят в концентрированной форме. Участники попадают в незнакомую групповую ситуацию, в которой руководитель может оказывать или не оказывать им помощь. Опираясь на собственное понимание и прошлый опыт, они приходят в группу с определенными ожиданиями относительно роли, которую будут в ней играть. Роль - это круг функций и видов поведения, которые считаются подходящими для данного члена группы и реализуются в определенном социальном контексте. Гибкость ролевой тактики требует от участников принятия ролей, отличных от тех, которые они имеют вне группы. Например, менеджер, высоко оценивающий свои способности управлять и отдавать приказы, может быть смущен открытием, что его умение руководить оказывается непригодным в групповой ситуации. Более того, участник, взявший на себя роль человека, который помогает группе на ранних стадиях ее развития избегать конфликтных ситуаций, успокаивает ее, демонстрирует свое доброжелательное отношение, может в дальнейшем испытывать сложности в конфронтации с другими, когда конфронтация станет необходимой в жизни группы.

С развитием группы, естественно, возникают различные групповые роли. Большинство исследователей считают, что роли в разных группах, видимо, появляются на ранних стадиях развития группы и имеют сходство (Bales & Slater, 1955). Другие утверждают, что специфические роли скрыто существуют внутри группы до тех пор, пока не возникает специфическая групповая потребность в их реализации на различных этапах развития группы (Stock & Thelen, 1958). Богданофф и Элбом (Bogdanoff & Elbaum, 1978) сделали вывод, что потребность в той или иной роли возникает в случае разрешения конфликтов, существующих в группе. Например, "вечно недоверчивый" может появиться, когда возникает необходимость помочь группе в самораскрытии или оказывается затруднительным проявление участниками тех или иных эмоций.

Для описания межличностного поведения в психокоррекционной группе используется большой перечень стереотипных ролей. Многие носят яркие названия: "добродетельный моралист", "отвергающий помощь жалобщик", "хранитель времени" и "страж демократии". Каждой роли, отмеченной звездочкой, соответствует основной ролевой тип и потенциальный диагноз, указанные внутри круга. Широко применяется факторный анализ для сведения большого числа ролей и видов группового поведения до нескольких основных измерений. Наиболее общими, возможно, являются выделенные Лири два измерения (Leaгу, 1957), расположенные на осях "гнев - любовь" и "сила - слабость". Лири основывал свои выводы на теориях Гарри Стэка Салливана, наблюдениях над психотерапевтическими дискуссионными группами, а также на словесных портретах и описаниях, сделанных самими участниками. Эти описания и наблюдения, по-видимому, отражали четыре вида взаимодействующего поведения, расположенные в двух биполярных измерениях. Одно измерение содержит переменную доминирования на одном полюсе и переменную подчинения - на другом. На полюсах другого измерения находятся крайние степени враждебности и любви. Лири сконструировал круговую схему для описания личностных типов вокруг этих двух осей. Не так давно Келлерман (Kellerman, 1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей; "романтик" - "проверяющий"; "невиновный" - "козел отпущения";

"философствующий" - "ребенок"; "пуританин" - "объединяющий".
Важное значение для понимания ролей участников (так же как и их руководителя) имеет анализ процесса взаимодействия Роберта Бейлза (Bales, I960, 1970), который широко применяется и к лабораторным, и к психотерапевтическим группам (рис. 2). В работах по изучению вербальной и невербальной коммуникации в психокоррекционных группах были выделены две функции поведения, необходимые для успешного существования группы: функции решения задачи и функции оказания поддержки. Функции задачи - это инструментальные процессы решения проблем. Они мобилизуют группу для достижения определенных целей. Поведение, определяемое задачей, включает выдвижение и принятие предложений, мнений и информации (Bales, 1970). Функции поддержки связаны с социальным и эмоциональным климатом коллектива. Они способствуют межличностному объединению и сплоченности, которые служат облегчению достижения групповых целей. Поддерживающее поведение включает дружеские или недружеские действия, согласие или несогласие, драматизацию или демонстрацию напряжения (Bales, 1970). Анализ группового процесса был сделан Бейлзом на основе наблюдения лабораторных групп психически здоровых индивидуумов и классификации их взаимодействия, тогда как круговая схема Лири частично родилась из самоотчетов психиатрических пациентов, взаимодействующих друг с другом.

Поведение участников, занятых решением конкретной задачи или принимающих поддерживающие роли, может либо облегчать, либо затруднять развитие группы. Например, чрезмерная зависимость - это отрицательное поддерживающее поведение, дающее большую власть в руки нескольких участников и часто травмирующее других. Зависимые члены группы вместо утверждения своей позиции будут постоянно искать совета у руководителя или других участников. Чрезмерное напряжение - это отрицательное поддерживающее поведение, ведущее к трудностям общения и неуместным разговорам. В ходе групповых занятий функции задачи и поддержки постоянно взаимодействуют. Функции решения задачи будут воздействовать на чувства и эмоции участников по отношению друг к другу; чувство ревности и потребность управлять могут стать помехой в решении простейших задач.

Эффективная группа нуждается в равновесии положительного поведения, связанного с функциями задачи и поддержки. Когда группа работает над задачей, кто-нибудь из ее участников может демонстрировать поддерживающее поведение для снижения уровня напряжения; когда группа отдыхает, кто-нибудь из участников старается ориентировать группу на решение задачи. Чем более гибкими могут быть участники в своих ролях, тем более успешной будет группа в достижении конечной цели. Обычно одни члены группы принимают на себя роли, важные для выполнения задачи, другие берут на себя заботу о сохранении гармоничных -межличностных взаимоотношений. Как правило, социально-эмоциональные лидеры предпочитаемы членами группы. Ниже описаны некоторые наблюдаемые в группе роли по выполнению задачи и оказанию поддержки. Эти описания, взятые из раннего периода развития Т-групп (Benne & Sheats, 1948), могут быть полезны для определения того, какие групповые функции выполняются адекватно, а какие нет.

  • Роли по выполнению задачи и оказанию поддержки
  • Роли, связанные с групповой задачей
  • Роли, связанные с групповой поддержкой
  • Инициирующий: Предлагает новые идеи и способы преодоления трудностей и решения задач. Изменяет точку зрения на проблемы и цели группы.
  • Поощряющий: Поощряет и поддерживает участие других. Демонстрирует понимание чужих идей и мнений.
  • Разрабатывающий: Разрабатывает и развивает идеи и предложения, выдвинутые другими участниками.
  • Гармонизирующий: Выступает посредником между участниками при расхождении мнений и наличии у них разных точек зрения. Снижает напряженность во время конфликтов.
  • Координирующий: Объединяет идеи и предложения и пытается координировать действия членов группы.
  • Идущий на компромисс: Поступается в чем-то своим мнением, согласуя его с мнением других для утверждения групповой гармонии.
  • Ориентирующий: Направляет группу к ее целям, оценивая происходящее и выявляя отклонения от повестки дня.
  • Охраняющий ч выполняющий: Поддерживает, поощряет других, облегчая им участие и регулируя ход общения.
  • Оценивающий-критикующий: Критически оценивает предложения участников, сравнивая их с существующими стандартами выполнения задачи.
  • Устанавливающий стандарты: Применяет в группе стандарты для оценки качества группового процесса.
  • Побуждающий к действию: Подталкивает и побуждает группу к действиям, к принятию решений.
  • Пассивно следующий: Пассивно следует за группой. Выступает слушателем в групповых дискуссиях и при принятии решений.
  • Гибкость ролевого поведения зависит от групповых норм. Норма определяет, "что члены группы или другие люди должны делать, что им следовало бы делать, что будут делать в данной ситуации" (Homans, 1950, р. 123). Нормы - это принятые правила поведения, руководящие действиями участников и позволяющие применять санкции к неприемлемым для данной общности формам поведения. Пример соблюдения норм в малых группах мы находим в работах К. Шерифа и М. Шерифа (Sherif& Sherif, 1964), изучавших асоциальные компании подростков на юго-западе Соединенных Штатов Америки. В этих компаниях ожидается, что при соперничестве участники не будут критиковать друг друга, хотя нарушение правил при этом вполне допустимо, но оно недопустимо в реальной деятельности, если только нарушитель не является предводителем компании.

Конечно, нормы есть в любой группе. Иногда между официальными нормами и нормами, принятыми в неформальных групповых объединениях, существуют расхождения. Например, в группах решения проблем может иметь место явное ожидание сотрудничества и тем не менее могут наблюдаться значительные "удары в спину" и соперничество. Нормы помогают людям решать такие вопросы, как: стоит ли выражать чувства и как это сделать; как углубить связь друг с другом; отвечать ли кому-то на основе личных качеств или ролевого статуса. В группах решения проблем участники, не действующие в соответствии с нормами, могут служить помехой к достижению цели.

Каждая психокоррекционная группа устанавливает собственные эксплицитные и имплицитные нормы. Обычно поощрение эмоциональной выразительности, тепла и открытости становится стандартом. Нормы поведения Должны соответствовать целям группы. Важное значение имеет установление норм терапевтической коммуникации в психокоррекционных группах. Для большинства психокоррекционных групп это означает, что высокие Уровни самораскрытия, выражения конфликтов и привязанностей, принятия собственных чувств являются нормами. Это включает создание искренней обратной связи между членами группы. Стиль и способ предложения и получения обратной связи могут различаться. Так, в одних группах нормы требуют, чтобы предложение обратной связи было позитивным и мягким, а в других - предполагают резкую конфронтацию. На протяжении всего времени развития группы нормы могут изменяться. Например, высокая степень самораскрытия может быть в первое время неудобна участникам, поскольку они только начинают чувствовать себя частью группы, но с развитием группы такое поведение принимается всеми ее членами.

Установлению норм помогающего общения часто мешают личные потребности и заботы. Например, самозащита участников от тревоги, смущения или возможной грубости может служить помехой групповым целям. Большинство членов группы заботится о сохранении значимости своего "Я" и принимает определенное ролевое поведение, подстраховывающее его защиту. Стремление быть принятым в качестве члена группы может влиять на готовность человека к интеллектуальному и эмоциональному риску. Облегчающие возможность решения проблем участников цели группы, если они поддерживаются и успешно выполняются, в большей мере выступают как основа для развития эффективных коммуникативных норм.

В психокоррекционных группах ожидается, что члены группы в определенный момент будут принимать блокирующие роли, мешающие индивидуальному и групповому прогрессу. Такое поведение, выполняющее функции психологической защиты личности и охраны образа собственного "Я", предполагает отход от группы, критику других, прерывание разговоров, поиск признания и выдвижение неуместных предложений. Успешная группа учит своих членов осознавать собственное блокирующее поведение, расширять ролевой репертуар, отказываться от непродуктивной статичной роли, вызывая и поощряя более ориентированное на группу поведение. В группах, ориентированных на взаимодействие, руководитель поощряет участников использовать заботливое отношение и инструментальные роли для помощи члену группы, имеющему проблемы.
В группе часто возникают подгруппы, даже если руководитель стремится этого избежать. Если такие подгруппы помогают достижению общегрупповых целей, они бывают полезны. Два заторможенных участника могут ободрять друг друга взаимным пониманием и, таким образом, первоначально избегать принятия определенного ролевого поведения, к которому они еще не готовы.

Дружеские отношения обычно возникают между участниками, разделяющими сходные ценностные ориентации и переживания. Члены группы, которые испытывают высокую потребность в близости, подчинении или превосходстве и не могут исполнять желаемые роли в группе, получают большую возможность в достижении успеха в подгруппе. Дружеские связи в подгруппе могут тормозить внутригрупповое общение из-за опасения ее участников разгласить частные сведения. В группе эти партнеры склонны соглашаться друг с другом и защищать друг друга, обмениваться понимающими взглядами. Искреннее выражение чувств подавляется, нарушаются нормы терапевтического общения, возникает сопротивление процессам роста и изменения. Те члены группы, кто не входит в подгруппу, чувствуют себя изолированными, и атмосфера сплоченности оказывается разрушенной.

Подчинение нормам не является обязательным в группах, но оно связано с некоторыми другими групповыми переменными. Например, исследования показали, что подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы. Участники с низким статусом имеют склонность к низкой степени подчинения нормам, со средним статусом - к высокой. Участники с высоким статусом стремятся соблюдать групповые нормы при завоевании позиции лидера, а став лидерами, могут отклоняться от менее важных норм, не получая при этом отрицательной обратной связи (Crosbie, 1975). Другими словами, участники, высоко ценимые в группе, завоевывают определенный "идиосинкразический кредит", позволяющий им действовать независимо от второстепенных групповых норм. Конечно, иногда подчинение групповым нормам - необходимое условие поддержания порядка, достижения групповых целей, эффективного взаимодействия в группе. Так, некоторые группы специально разрабатывают методику, предусматривающую вознаграждение за подчинение нормам и наказание за отклонения от них. Структура группы также влияет на соблюдение групповых норм. Например, в относительно гомогенных группах подчинение нормам строже, чем в гетерогенных (Crosbie, 1975).

Члены сплоченной гармоничной группы более склон-ны принимать групповые нормы и руководствоваться ими. Курт Левин (Lewin, 1947, р. 30) определил сплоченность как "тотальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться". Сплоченность - ключевое понятие теории групповой динамики Левина. Чем больше группа отвечает потребностям людей в эмоционально-межличностных связях, тем более сплоченной она будет. Чем выше сплоченность группы, строже контроль над установками и действиями участников, тем сильнее подчиненность групповым нормам, обязательность их соблюдения и принятия групповых ценностей. В сплоченной группе создается атмосфера взаимной эмоциональной притягательности, возникает поддержка, формируется чувство принадлежности к группе. Сплоченность эмоционально связывает членов группы друг с другом, гарантируя большую прочность и стабильность межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе даже при фрустри-рующих обстоятельствах и помогая создать общую систему норм, способствующую большей терпимости к различным индивидуальным целям (Lakin & Costanzo, 1975).

Ряд данных социально-психологических исследований применим и к характеристике сплоченности в психо-коррекционных группах. В высокосплоченных группах участники больше общаются друг с другом (Shaw, 1976), чем в менее сплоченных. Они в большей степени открыты для влияния друг на друга, легче переносят враждебность в группе, придают большую ценность групповым целям, активнее при обсуждении, менее подвержены срывам, если участник покидает группу, дольше остаются в группе и испытывают меньшую тревожность (Goldstein, Heller & Sechrest, 1966).
Прямых исследований результатов сплоченности в психотерапевтических группах не существует, но отчеты участников и руководителей, а также лабораторные исследования групп показывают, что в условиях групповой сплоченности механизм сплоченности действует как "адаптивная спираль" (Yalom, 1975). Принимая систему норм сплоченной группы, ее участники становятся более популярными, а это способствует повышению их самооценки. Сплоченная группа поощряет своих членов использовать социальные умения, которые в дальнейшем помогут им в "^ежличностных взаимодействиях и взаимоотношениях, как в группе, так и за ее пределами. Вследствие взаимовлияния и давления друг на друга с целью подчинения групповым нормам члены сплоченной группы более внимательно слушают, более открыто выражают себя, глубже себя исследуют и продолжают эти действия благодаря принятию значимыми партнерами в группе. Сплоченность позволяет также глубже выражать враждебные чувства и конфликты. Когда члены группы испытывают взаимную эмоциональную притягательность и принимают друг друга, они способны выдержать дискомфорт отрицательных эмоций и конструктивно разрешить свои внутриличностные конфликты. Чем сильнее группа привлекает участников, тем регулярнее посещают они занятия, тем больше шансов, что они останутся в группе и процесс групповой психотерапии будет более эффективен. Поскольку важнейшую черту терапии в группе составляет присутствие и влияние партнеров, очень многое зависит от степени вовлеченности и сплоченности участников группы.

Отрицательные моменты чересчур сплоченной группы проявляются в нежелании участников критически мыслить и принимать конструктивные решения. В сплоченной, дружной группе может возникнуть климат наивного, сверхоптимистичного принятия решений, явление, которое Джанис (Janis, 1972) назвал "групповой мыслью". Он считает, что "групповая мысль" способна создавать разрушительный эффект в группах решения проблем из-за склонности участников группы быстро приходить к одному решению, соглашаясь друг с другом и не считаясь с возможностью ошибки.

Несмотря на эти оговорки, сплоченность обычно желательна. Как она может быть усилена? Способом усиления привлекательности группы для потенциального участника является позитивное описание того, что можно от нее ожидать (Goldstein et al., 1966). Участникам, приходящим в терапевтическую группу со страхом или амбивалентностью чувств, может помочь подготовительная беседа с руководителем, из которой они узнают, соответствуют ли их мотивы и ожидания реальностям группового процесса. Членам группы еще до начала групповых занятий дается описание того, каким должно быть поведение "хорошего" участника (Bednar, Melnick & Kaul 1974). Таким образом, устанавливаются групповые нормы и образцы поведения, которые в дальнейшем нелегко поддаются изменениям (Yalom, 1975). Предварительная работа по подбору и комплектованию группы важна еще и потому, что большинство выходов из группы происходит на первых занятиях.

Задачи, требующие взаимозависимости, сотрудничества и сплочения всех участников, также способствуют преодолению конкурирующих группировок (Goldstein et al., 1966). Классическое социально-психологическое полевое исследование К. Шерифа и М. Шерифа (Sherif & Sherif, 1953, р. 137) было построено на основе их работы воспитателями 11- 12-летних мальчиков в летнем лагере. Результатом соревновательных игр, например таких, как футбол и перетягивание каната, а также сложившихся межличностных контактов стало возникновение отдельных антагонистических группировок мальчиков. Воспитатели-экспериментаторы, пытаясь создать атмосферу сотрудничества, придумали ряд происшествий в жизни лагеря. Они организовали аварию в водоснабжении лагеря; затеяли показ кинофильмов за большую входную плату; устроили поломку грузовика, который должен был везти ребят из похода. В каждом случае мальчикам для решения возникших проблем необходимо было действовать совместно. При поломке грузовика "ребята взяли канат, который использовался в игре, вызывавшей вражду и ссору, и все вместе тянули его, чтобы грузовик завелся". Со временем действия экспериментаторов привели к усилению групповой сплоченности.

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"



Просмотров: 1634
Категория:



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • Воздействие состава группы
  • Групповая психотерапия вкратце
  • Групповой процесс
  • Группы встреч вкратце
  • Домашняя работа в тренинге умений
  • Дополнительные методики в тренингах умений
  • Измерение и оценка в тренинге умений
  • Изучение сопротивления в группах встреч
  • Основные понятия тренинга умений
  • Основные процедуры гештальттерапии
  • Основные процедуры групп встреч
  • Основные процедуры психодрамы
  • Построение доверительных отношений в группах встреч
  • Преимущества групповой формы психокоррекции
  • Преодоление сопротивления в гештальттерапии
  • Принятие ответственности за самих себя в гештальттерапии
  • Проблемы Т-групп
  • Проблемы групп тренинга умений
  • Проблемы психодрамы
  • Проблемы танцевальной терапии
  • Процедура "Выбор тактики"
  • Разнообразие видов групп встреч
  • Репетиция поведения в тренингах умений
  • Сочувствие и поддержка в группах встреч
  • Т-группы вкратце
  • Установление контакта в группах встреч
  • Участники: состав групп психокоррекции
  • Характеристики социальной группы
  • Цели групп психокоррекции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь