Функции защиты в гештальттерапии

Индивидуум реагирует на угрозу или стресс при помощи ухода от проблем, формирования невосприимчивости к боли и даже при помощи галлюцинаций и бреда (Latner, 1973). Эти реакции выполняют функции защиты, они искажают или прерывают наш контакт с угрожающей ситуацией. Индивидуум как бы снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует. Такие реакции достаточно адекватны в определенных ситуациях. Однако, если опасность действует на протяжении длительного времени или индивидуум подвергается множеству опасностей одновременно, то он может начать опасаться даже "чихнуть" без использования защиты. Индивидуум может усвоить, что контакт со средой никогда не является безопасным, и начать прибегать к предохраняющим действиям даже тогда, когда опасность ему не угрожает.

Идея гештальттеории о контакте и границах контакта между индивидуумом и средой возникла при анализе поведения индивидуума в окружающем мире при взаимодействии с другими людьми и дает основу для понимания точки зрения гештальттерапии на психологию личности. Гештальттеория различает четыре невротических механизма на границе "Я", препятствующих достижению индивидуумом психологического здоровья и зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция (Perls, 1973; Perls, Hefferline & Goodman, 1951),

Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его "Я" и где начинается "Я" другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения "мы" вместо "я". Члены группы, уверенные в том, что остальные члены группы чувствуют точно так же, как они сами, могут отвергать других или попадать в ситуацию своего собственного отвержения при обнаружении различий между людьми, так как они не ожидают и не могут принять наличия подобных различий. У таких людей настолько отсутствует граница "Я", что они с трудом могут отличить свои мысли, чувства или желания от чужих. Ретрофлексия, интроекция и проекция - это дефектные взаимодействия со средой, побуждаемые желаниями из области "Я". Граница "Я", помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается и приводит либо к отвержению того, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другим личностям.

Буквально "ретрофлексия" означает "резкий поворот на себя" (Perls, 1973, р. 40). При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается ближе к центру "Я", и ретрофлексирующий индивидуум начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Если первая попытка индивидуума удовлетворить свою потребность встречает сильное противодействие, то он вместо того, чтобы направить энергию на изменение среды, направляет ее на себя, то есть выбирает в качестве объекта самого себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к самому себе как к постороннему объекту. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается в конфликт внутри "Я".

Грамматическим индексом ретрофлексии является использование возвратного местоимения. Ретрофлексирующий индивидуум говорит: "Я должен управлять самим собой. Я должен заставить себя сделать эту работу. Мне стыдно за самого себя", что свидетельствует о четком разделении "Я" как субъекта и "Я" как объекта действия. Ретрофлексирующий участник, находясь на "горячем месте", говорит: "Мне стыдно, что я кричал!" Согласно принципам гештальттеории, он чувствует злость по отношению к кому-то, но он уже усвоил, что направлять свой гнев на других опасно. Руководитель группы может попросить этого члена группы поискать возможные причины гнева по отношению к другим членам группы и попробовать выразить свои негативные чувства.
Интроекция - это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, попыток их изменить и сделать своими собственными. Интроекты - это отдельные убеждения, установки, мысли или чувства, которые были приняты без анализа и переструктурирования и поэтому не стали частью личности. В результате граница между "Я" и средой перемещается глубоко внутрь "Я", и индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Если интроецируются представления и отношения несовместимые друг с другом, то все усилия индивидуума направляются на примирение чуждых идей и он буквально разрывается между ними на части.

Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются человеком без критического осмысления их ценности. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Пример интроекции нам дает ситуация, в которой чувствительный мужчина пытается сдержаться, чтобы не заплакать перед всей группой, так как он убежден, что взрослый человек не должен плакать при людях. Является ли это убеждение усвоенным поучением родителей? Действительно ли он хочет заплакать и его останавливает барьер, возникший вследствие интроекции? При проведении гештальтгруппы очень вал выявить убеждения и отношения членов группы, для т чтобы определить, представляют ли они позицию сам члена группы или являются убеждениями, перенятыми других.

Проекция - прямая проивоположность интроекции. В то время как интроекция представляет собой тенденцию к присвоению тех аспектов среды, которые не являются частью "Я", проекция-это тенденция переложить причины и ответственность за то, что происходит внутри "Я", на окружающий мир. Примером действия невротического механизма проекции является возникновение у человека ощущения того, что окружающий мир холоден и безразличен к нему. Вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденно к самому себе, он переживает его так, будто оно направлено на него из этого мира. "Мы сидим в доме, где стенами являются зеркала думаем, что смотрим наружу" (Perls, 1969b, p. 15)

В то время как интроецирующий индивидуум дел свое "Я" полем битвы противоречивых и чуждых идей, проецирующий индивидуум делает окружающий мир полем битвы своих внутренних психических конфликтов. Проецирующим является член группы, который обвиняет другого в том, что тот наслаждается дискомфортом участника, сидящего на "горячем месте". Несмотря на то, что участник, в адрес которого были выдвинуты обвинения, в действительности может испытывать подобное чувство, мы вправе предположить, что именно сам обвиняющий наслаждается ситуацией, но приписывает свои чувства и поведение другому, так как те чувства и поведение для него неприятны. При проекции границы между "Я" и средой четко очерчены, но сдвинуты таким образом, что непринимаемые аспекты своего Я считаются принадлежащими окружающему миру.

Целью гештальтгрупп является разблокирование сознания путем освобождения ретрофлексивного энергетического потенциала, ассимилирования интроектов и изменения проекций подлинными реальными  действиями (Enright, 1975).

по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия"



Просмотров: 1258
Категория:



Другие новости по теме:

  • Автономная речь
  • Ассоциация
  • Выборы
  • Вырождение
  • Гештальттерапия вкратце
  • Группы встреч вкратце
  • Грязные политические технологии
  • Дополнительные методики в тренингах умений
  • Зрелость в гештальттерапии
  • Избирательная технология "Бедные еврейские дети"
  • Избирательная технология "Голосование на спецучастках"
  • Избирательная технология "Граффити"
  • Избирательная технология "Доченька, а где тут крестик ставить?"
  • Избирательная технология "Политическое клонирование"
  • Избирательная технология "Простыни"
  • Избирательная технология "Спекуляция компроматом"
  • Метод определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки (опросник Р. Гордона)
  • Построение доверительных отношений в группах встреч
  • Преодоление сопротивления в гештальттерапии
  • Принятие ответственности за самих себя в гештальттерапии
  • Проблемы Т-групп
  • Противоположности в гештальттерапии
  • Процедура "Выбор тактики"
  • Процедура "Работа с ассоциациями"
  • Разнообразие видов групп встреч
  • Ролевая игра "Аэропорт"
  • Сочинение историй
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра: краткое описание
  • Упражнение "Поиск предметов по заданным признакам"
  • Установление контакта в группах встреч



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь