|
Функции защиты в гештальттерапииИндивидуум реагирует на угрозу или стресс при помощи ухода от проблем, формирования невосприимчивости к боли и даже при помощи галлюцинаций и бреда (Latner, 1973). Эти реакции выполняют функции защиты, они искажают или прерывают наш контакт с угрожающей ситуацией. Индивидуум как бы снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует. Такие реакции достаточно адекватны в определенных ситуациях. Однако, если опасность действует на протяжении длительного времени или индивидуум подвергается множеству опасностей одновременно, то он может начать опасаться даже "чихнуть" без использования защиты. Индивидуум может усвоить, что контакт со средой никогда не является безопасным, и начать прибегать к предохраняющим действиям даже тогда, когда опасность ему не угрожает. Идея гештальттеории о контакте и границах контакта между индивидуумом и средой возникла при анализе поведения индивидуума в окружающем мире при взаимодействии с другими людьми и дает основу для понимания точки зрения гештальттерапии на психологию личности. Гештальттеория различает четыре невротических механизма на границе "Я", препятствующих достижению индивидуумом психологического здоровья и зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция (Perls, 1973; Perls, Hefferline & Goodman, 1951), Если идентификация представляет собой тип поведения здоровой личности, то слияние - это невротический механизм избегания контакта. Слияние происходит, когда индивидуум не может дифференцировать себя и других, не может определить, где кончается его "Я" и где начинается "Я" другого человека. Слияние легко выявить по преимущественному использованию при описании собственного поведения местоимения "мы" вместо "я". Члены группы, уверенные в том, что остальные члены группы чувствуют точно так же, как они сами, могут отвергать других или попадать в ситуацию своего собственного отвержения при обнаружении различий между людьми, так как они не ожидают и не могут принять наличия подобных различий. У таких людей настолько отсутствует граница "Я", что они с трудом могут отличить свои мысли, чувства или желания от чужих. Ретрофлексия, интроекция и проекция - это дефектные взаимодействия со средой, побуждаемые желаниями из области "Я". Граница "Я", помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается и приводит либо к отвержению того, что принадлежит нам самим, либо к принятию того, что принадлежит другим личностям. Буквально "ретрофлексия" означает "резкий поворот на себя" (Perls, 1973, р. 40). При ретрофлексии граница между личностью и средой смещается ближе к центру "Я", и ретрофлексирующий индивидуум начинает относиться к самому себе так, как он сам относится к другим людям или объектам. Если первая попытка индивидуума удовлетворить свою потребность встречает сильное противодействие, то он вместо того, чтобы направить энергию на изменение среды, направляет ее на себя, то есть выбирает в качестве объекта самого себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к самому себе как к постороннему объекту. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается в конфликт внутри "Я". Грамматическим индексом
ретрофлексии является
использование возвратного
местоимения. Ретрофлексирующий
индивидуум говорит: "Я должен
управлять самим собой. Я должен
заставить себя сделать эту работу.
Мне стыдно за самого себя", что
свидетельствует о четком
разделении "Я" как субъекта и
"Я" как объекта действия.
Ретрофлексирующий участник,
находясь на "горячем месте",
говорит: "Мне стыдно, что я
кричал!" Согласно принципам
гештальттеории, он чувствует
злость по отношению к кому-то, но он
уже усвоил, что направлять свой
гнев на других опасно. Руководитель
группы может попросить этого члена
группы поискать возможные причины
гнева по отношению к другим членам
группы и попробовать выразить свои
негативные чувства.
Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются человеком без критического осмысления их ценности. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Пример интроекции нам дает ситуация, в которой чувствительный мужчина пытается сдержаться, чтобы не заплакать перед всей группой, так как он убежден, что взрослый человек не должен плакать при людях. Является ли это убеждение усвоенным поучением родителей? Действительно ли он хочет заплакать и его останавливает барьер, возникший вследствие интроекции? При проведении гештальтгруппы очень вал выявить убеждения и отношения членов группы, для т чтобы определить, представляют ли они позицию сам члена группы или являются убеждениями, перенятыми других. Проекция - прямая проивоположность интроекции. В то время как интроекция представляет собой тенденцию к присвоению тех аспектов среды, которые не являются частью "Я", проекция-это тенденция переложить причины и ответственность за то, что происходит внутри "Я", на окружающий мир. Примером действия невротического механизма проекции является возникновение у человека ощущения того, что окружающий мир холоден и безразличен к нему. Вместо того чтобы отнести имеющееся чувство отчужденно к самому себе, он переживает его так, будто оно направлено на него из этого мира. "Мы сидим в доме, где стенами являются зеркала думаем, что смотрим наружу" (Perls, 1969b, p. 15) В то время как интроецирующий индивидуум дел свое "Я" полем битвы противоречивых и чуждых идей, проецирующий индивидуум делает окружающий мир полем битвы своих внутренних психических конфликтов. Проецирующим является член группы, который обвиняет другого в том, что тот наслаждается дискомфортом участника, сидящего на "горячем месте". Несмотря на то, что участник, в адрес которого были выдвинуты обвинения, в действительности может испытывать подобное чувство, мы вправе предположить, что именно сам обвиняющий наслаждается ситуацией, но приписывает свои чувства и поведение другому, так как те чувства и поведение для него неприятны. При проекции границы между "Я" и средой четко очерчены, но сдвинуты таким образом, что непринимаемые аспекты своего Я считаются принадлежащими окружающему миру. Целью гештальтгрупп является разблокирование сознания путем освобождения ретрофлексивного энергетического потенциала, ассимилирования интроектов и изменения проекций подлинными реальными действиями (Enright, 1975). по мотивам книги К.Э. Рудестама "Групповая психотерапия" Просмотров: 1327 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|