|
Проблемно-ориентированная психотерапия
Направление психотерапии, интегрирующее психоанализ, когнитивно-поведенческую психотерапию, гештальт-терапию и телесно-ориентированню психотерапию, отличительными особенностями которой является направленность на решение конкретной проблемы пациента, на обучение его способам самостоятельного преодоления проблемных ситуаций.
Проблемно-ориентированная психотерапия разработана в начале 1980-х гг. в Бернском университете. Авторы: Блазер (Blaser A.), Хайм (Heim E.), Рингер (Ringer Ch.), Томмен (Thommen M.). ПОПт представляет собой индивидуальный краткосрочный интегративный метод психотерапии, включающий элементы психоанализа, когнитивно-поведенческой психотерапии, гештальт-терапии и телесно-ориентированной психотерапии. Предшественник ПОПт - краткосрочная психодинамическая психотерапии Малана (Malan D. Н.) и Манна (Mann J.). ПОПт позиционируется как активная, структурированная и недорогая по стоимости психотерапия, довольно универсальная в решении разных проблем разных пациентов. Главной целью ПОПт является улучшение способности пациента решать свои проблемы. Основные принципы проблемно-ориентированной психотерапии:
Под проблемой авторы понимают чрезмерность требований, предъявляемых к адаптационным возможностям пациента. При проблемном подходе психотерапевт совместно с пациентом определяет главную проблему, решение которой возможно за ограниченное время, или же проблему, для решения которой сейчас может быть разработана стратегия, а само ее решение осуществляется позже. Ориентированность на пациента означает, что психотерапевтическая работа строится в первую очередь в зависимости от характера проблемы пациента, понимания ее, его представления о цели психотерапии. Психотерапевт должен вдуматься в модель объяснения, предлагаемую пациентом, проанализировать ее вместе с ним и затем предложить определение проблемы, содержание конкретной стратегии ее решения. В ПОПт важно, чтобы психотерапевтический процесс был "прозрачным" для пациента. Плюрализм методов означает не беспорядочное обращение к множеству психотерапевтических методов, а дифференцированное использование их для решения частных задач. Принцип структурирования состоит из внешнего, внутреннего аспектов. Внешнее структурирование связано с лимитом времени. Взаимодействие с одним пациентом ограничено 15-20 сессиями (один раз в неделю, продолжительность одного сеанса от 25 до 50 минут в соответствии с заключенным контрактом). Внутреннее структурирование это основные составляющие, ступени процесса психотерапии:
Как правило, к середине курса психотерапии следует достичь 5-й ступени (проработка проблемы), чтобы осталось достаточно времени для конкретного осуществления изменений и своевременного завершения психотерапии. 1-я ступень. Создание устойчивых межличностных отношений и конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом. Первый уровень отношений - обычные (нормальные) межличностные отношения, свободные от ролевой игры. Бывают кратковременными, спорадическими и спонтанными, обычно в начале и конце психотерапии. Второй уровень отношений - рациональные отношения, которые определяются психотерапевтическим контрактом, ролями, которые играют пациент и психотерапевт. Третий уровень отношений - "уровень проблем", который обычно связывают с переносом и контрпереносом. Часть проблематики пациента может заключаться в том, что он распространяет свой прошлый опыт на психотерапевта и это проявляется в иррациональных, анахроничных и неосознаваемых реакциях (перенос). Четвёртый уровень отношений - "уровень стечения обстоятельств". Отношения имеют место в тех случаях, когда психотерапевт увязывает то, что представляет для него проблему, с пациентом и его переносом. Термин "контрперенос" используется лишь в этом смысле. 2-я ступень. Пациент излагает свою точку зрения на проблему. Используется понятие "субъективная теория болезни". Одним из центральных элементов терапии является внимание к теоретическим концепциям пациента, особенно если они связаны с его проблемной ситуацией. В ПОПт вмешательства эффективны лишь тогда, когда встраиваются в конструкцию, созданную пациентом. 3-я ступень. Анализ проблемы. Схема анализа проблемы:
4-я ступень. Определение проблемы, постановка цели и планирование психотерапии. 5-я ступень. Проработка проблемы и перенос полученных изменений в реальную жизнь, за пределы психотерапии. Важно подавлять две тенденции:
6-я ступень. Завершение психотерапии. Окончание курса психотерапии и расставание пациента с психотерапевтом становится главной темой трех-четырех последних сессий. Если проблематика пациента прорабатывается сознательно и откровенно, то он начинает ориентироваться на поведение психотерапевта, служащее для него моделью. Показания к ПОПт. Выраженные нарушения: острые депрессии, состояния страха, фобии, стрессы и переутомление, истерические и функциональные психосоматические нарушения, "нервные срывы". Нарушения, которые могут быть объяснены "недостатками поведения", такими как неспособность человека добиться чего-либо существенного, отсутствие чувства собственной значимости, чрезмерный конформизм, неумение распознать собственные чувства и потребности. Изменения, происходящие с пациентом в процессе ПОПт:
При активизации сознания используются выбор определенного психодинамического фокуса, конфронтация, интерпретация в виде гипотезы, спонтанный перенос (не провоцируется невроз переноса), работа со сновидениями (прежде всего с открыто проявляющимся содержанием сновидения), сном наяву и фантазиями. Применяются методы распознавания и изменения мешающих схем мышления и неадекватных установок (таких, как сверхобобщение, мышление по типу "все или ничего", преувеличение, избирательное восприятие, эмоциональное мышление, произвольные и иррациональные выводы, противопоставление достоинствам недостатков, нормативное мышление, утопические ожидания, автоматические мысли). Для коррекции схем мышления и неадекватных представлений применяются следующие шаги:
Последовательность изменения установок:
Некоторые приемы, входящие в основной арсенал проблемно-ориентированной психотерапии:
Просмотров: 2565 Категория: Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|