|
Макс Люшер. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы >> 4. 1. Одежда в качестве роли - идола и в качестве роли - защиты Некоторые люди вполне осознанно выбирают себе такую одежду, которая соответствует и...4. 1. Одежда в качестве роли - идола и в качестве роли - защиты Некоторые люди вполне осознанно выбирают себе такую одежду, которая соответствует их идеалу, однако большинство людей делают это совершенно бессознательно. В качестве идеала может выступать определенная личность: по - друга, почитаемый учитель, политическая фигура - идол или общественная группа. Роль - идол от одного может требовать, чтобы он был одет общепринято серьезно подобно манекену в витрине универмага, а его роль - защита запрещает ему снимать пиджак даже в самый разгар лета, даже если имеется опасность, что в результате теплового упора он превратится a наилучшим образом одетый труп. Роль - идол революционера требует, чтобы расстегнутый ворот его рубашки предоставлял для всеобщего обозрения грудь героя, а его роль - защита запрещает ему повязывать на собственную шею <буржуазный> галстук, даже при сибирских морозах. Дама полусвета полагает, что она должна утрировать) моду вплоть до экстравагантности. А вечно брюзжащие, всегда чем - то недовольные, разыгрывающие порядочность, безвкусные и пошлые моралисты бывают просто счастливы. когда они выглядят подобно тряпке для вытирания пыли. Классическая строгость, вполне приличествующая серьезному папаше, отдает затхлостью при сравнении с одеждой его бойкой и бесшабашной доченьки. Поскольку требования исполнения своего долга и моралистское уплощение и стягивание юных грудей не могут принести удовлетворения становящейся самостоятельной девушке, она демонстрирует эту свою неудовлетворенность провоцирующей укороченностью юбки или ее длиной, или просто привлекающей внимание деталью одежды. Но экстравагантность бросает свой вызов вовсе не обязательно через сексуальное обнажение; можно, например. действовать на окружающих весьма дерзко, высокомерно и заносчиво дамски, благодаря всего лишь одной экстравагантной шляпке. Экстравагантность, будь то прическа панка или провоцирующее парижское модельное платье, это всегда повышенное притязание на значимость. Экстравагантность проистекает из чувства неполучения требуемого подтверждения и желательного признания. Это особенно характерно для людей, которые вместо самовоплощения ищут аплодисменты. Тот, кто выбирает одежду исходя из того, прочна ли ее ткань на разрыв и не чувствителен ли ее цвет к загрязнению, тот хотел бы чувствовать себя полезным со своей окаменелой душой подобно крестьянину, возящемуся с навозом, но у такого человека для ощущения радости от эстетической элегантности начисто отсутствуют какие бы то ни было предпосылки. При этом имеется в виду не <элегантность> для поля, леса или театра, которую стараются обрести, когда собираются выступить в качестве претендента на участие в каком - либо деле или когда хотят произвести хо - рошее впечатление в приличном обществе. Элегантность - это категорически не <изящный>, <рафинированный> и <утонченный> аллюр, постоянно имитирующий роль - идол. Эстетическая элегантность требует гораздо большего с двух точек зрения. Во - первых, каждый отдельный элемент одежды должен быть сознательно отобран по цвету, форме ч рисунку и должен быть согласован с другими элементами одежды. Однако тот, кто выполнит эти условия и тщательно оденется, скажем, как деловой человек или старший официант, тот еще не элегантен. Элегантность требует еще одной, второй, и для многих недостижимой способности к тщательно уравновешенной, пропорциональной и гармоничной целостности необходимо еще добавить нечто особенное, порожденное радостью риска и тщательно отобранное, своего рода <трюк>, индивидуальную <изюминку>, этакий сформированный собственной личностью оригинал. Эта особенность проистекает из способности радоваться прекрасному, из радости, создаваемой суверенно господствующей способностью комбинировать друг с другом формы, цвета и рисунок и создавать собственную гармонию. Лишь тот, кто одевается из радости, тот может быть эстетически элегантным. А тот, кто лишь спрашивает, как он должен быть одет, чтобы понравиться другим, чтобы выглядеть элегантно или модно, тот функционирует в качестве раса своей роли - идола. И его радость, вызванная его видом, есть не что иное, как тщеславное самоутверждение в роли - идоле. Однако эйфория самоутверждения проходит быстрее, чем успевает измениться мода. Безрадостность - это не только безразличие и равнодушие, но и опасение оказаться объектом критики, если не следовать новейшей моде. И вовсе не из истинной радости, но из страха прилежно старается конформист подобно марионетке послушно дергаться вслед за колебаниями моды: коротко - длинно, длинно - коротко. Он боится выглядеть несовременно и невыгодно. Роль - защита решает, что следует надевать, а чего носить не следует. И лишь из страха перед критикой многие мужчины надевают свои белоснежные сорочки и тщательно отглаженные костюмы; не потому, что они действительно испытывают радость от этого или благодаря этому великолепно себя чувствуют, но лишь потому, чтобы не показаться неухоженными. И они стоят в униформе своей роли - идола столь же далеко от исполненной радости эстетической элегантности, как и простое неряшество, как и обычное безразличие. Весьма впечатляет, когда наблюдаешь, как большинство людей в каждой своей одежде, сохраняют один и тот же уровень притязаний. Эстетически элегантно одетые люди даже домашнюю одежду носят так, что она соответствует тому же самому высокому уровню. Тот же, кто появляется на своем рабочем месте неряшливо одетым, тот штопает с помощью наперстка даже свое бальное платье. Если бы мы однажды дали себе отчет в том, по каким ступеням уровней одежды ранжируются определенные люди, то мы бы с удивлением обнаружили, насколько однозначно можно классифицировать большинство людей с этой точки зрения. Таких ступеней уровней одежды насчитывается четыре: 1. Элегантность: индивидуально и суверенно подобранная одежда из чувства чистой радости. 2. Ухоженность: традиционно выбираемая имитация роли или непринужденно выбираемая одежда. 3. Безразличие: дисгармоничная, но опрятная одежда. 4. Запущенность: дисгармоничная и неопрятная одежда. Макс Люшер. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Просмотров: 2309 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|