Роль воображения в психической деятельности

   Полученные человеком в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определённой обработке, моделированию. Данный феномен (воображение) обусловил возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять её, анализируя и прогнозируя явления вокруг себя.
   Считается, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. Человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда подразумевает наличие определённого плана в отношении того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.
   Здесь, однако, следует оговориться и признать, что - по крайней мере высшим - животным планирование тоже не чуждо, хотя и в меньшем объёме и качестве и на небольшие промежутки времени. И наоборот, деятельность человека не всегда и не во всём строго распланирована, во многих ситуациях он действует инстинктивно-порывисто. Тем не менее, уровень развития осознанного планирования у человека значительно опережает таковой у животных.
   Воображение - это создание (произвольное или непроизвольное) в своём сознании образа-модели, который не был до этого точно в таком же виде дан в чувствах. Этого воображаемого может даже уже или ещё не существовать в реальности. Воображаемые объекты или ситуации - это значительно или не очень значительное изменение воспринятого в реальности. Воображение - это игра с возможным.
   Близкое к воображению понятие - представление. Воображение относительно представления - это большой процесс, представление выступает для него в качестве "кирпичика". Воображение это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.
   В истории человечества воображение развивалось в процессе труда. Имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, в своём воображении человек мог представить себе другое орудие, более совершенное. Моделируя в своём воображении тот или иной процесс (например рыбной ловли), человек представлял: а что будет, если удлинить удилище? а что будет, если использовать другую наживку?
   Со временем воображение стало проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека. Он стал выдумывать фантастические сюжеты, персонажи, ситуации и даже фантастические связи себя с вымышленными персонажами (религия), а также целые фантастические миры, которые однако все очень похожи на реальный мир. Многие такие образы (если не большинство) вообще не могли и не могут быть воссозданы на практике на текущий момент. Таким образом, со временем появились крайне сложные формы воображения, многие из которых используются с пользой для человечества в научном, техническом, художественном и литературном творчестве, но многие - по сути своей - являются "умственной жвачкой".
   Связь с другими процессами    Воображение непосредственно базируется на представлении. Также процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и вниманием.
   Если имеется задача воспроизвести представления определённых вещей и событий, бывших ранее в опыте человека, мы говорим о работе такого процесса как память. Актуализированные воспоминания превращаются в представления. Творческая работа с этими представлениями (моделирование возможного) и есть воображение.
   pamyat predstavlenie voobrajhenie
   Воображение оказывает памяти добрую услугу. Если в процессе припоминания выпадает какой-либо фрагмент или количественная характеристика объекта (например количество колонн на фасаде Большого театра), воображение поможет выйти из ситуации: помоделировав возможные варианты, можно остановиться на самом реалистичном. Этой своею особенностью воображение очень тесно связано с памятью.
   Кроме того, воображение по отношению к памяти и мышлению может выступать своего рода критиком: моделируя возможное, можно определить невозможное.
   В реальных условиях наше наглядно-действенное и наглядно-образное мышление может опираться на материальные вспомогательные объекты. Так, решая задачу со спичками, мы можем попробовать их переставить так или иначе, можем вернуться к исходной позиции и продолжить в другом направлении. Придумывая как нам одеться поизящнее, мы можем попробовать такую комбинацию, можем другую. Оставаясь же один на один с нашим мышлением и воображением, мы лишены помощи опорных предметов. Компенсирует это воображение (в воображении мы переставляем спички, в воображении переодеваемся).
   Процессы познания насквозь пронизаны работой воображения, деятельность которого присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали, но про которые читали (много или мало). Именно так возникают представления о природных зонах, где мы не были, представления об образе литературного героя, представления об устройстве ядра атома.
   Воображение тесным образом связано с эмоциональной сферой. С одной стороны, представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, привести его в хорошее настроение (как и наоборот - представление неприятного ухудшает настроение). С другой стороны, эмоции тоже влияют на процесс воображения: эмоционально окрашенные представления хочется раз за разом прокручивать в воображении. Таким образом, воображение неотрывно вплетено в наше поведение.
   Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определённой мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и другое. Многие психофизиологические техники используют работу воображения для управления состоянием организма.
   Представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а воображение изысканного обеда может вывести человека из равновесия. Представление о совершаемом действии (например об исполнении какого-то упражнения на турнике) повышает тонус и способствует настрою на совершении действия в реальном мире.
   Литература Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.




Просмотров: 1866
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Активное воображение
  • Воображаемые модели и символы
  • Воображение
  • Воображение и гипотезы
  • Воображение и мысленный эксперимент
  • Воображение и наглядное моделирование
  • Воображение и постановка задачи
  • Воображение и представление
  • Воображение как одна из форм преобразования содержания наглядных образов
  • Воображение как способ получения нового знания
  • Воображение как средство научного открытия
  • Воображение как форма преобразования знания
  • Классификация психических явлений
  • Методика определения уровня воображения
  • Мысленный эксперимент и наглядное моделирование
  • Общее понятие об ощущениях
  • Определение воображения
  • Определение воображения и представления
  • Представление. Основные тезисы
  • Представления памяти
  • Психические процессы
  • Развитие воображения с помощью поэзии
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения.
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе.
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> Глава IX ВООБРАЖЕНИЕ ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого.
  • Связь воображения с чувственным и рациональным познанием
  • Спонтанное рисование и лепка в арттерапии
  • Техника "Активное воображение"
  • Фантазм
  • Чувственное отражение и воображение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь