КУДАЙБЕРДИЕВ ШАКАРИМ

(1858–1931) Крупнейший поэт конца XIX - начала XX века, ученый, историк. Родился в 1858 г. в Чингизской волости Семипалатинского уезда (ныне Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем. Отец Шакарима Кудайберды – сын Кунанбая, старший брат Абая. С семи лет, оставшись без отца, Шакарим воспитывался в доме Абая, что наложило неизгладимый отпечаток на его мировоззрение и творческие способности. Шакарим рано научился читать, далее занимался постоянным систематическим самообразованием, успешно овладевая арабским, персидским, тюркским, русским языками, Шакарим становится одним из образованных людей своего времени. Зная эти языки, Шакарим Кудайбердиев, писал на родном языке, переводил на казахский язык произведения других народов. Щакарим был членом Семипалатинского отделения Западно - Сибирского Географического общества. В 1905-1906 гг. совершил путешествие в Мекку, по пути познакомился с духовными шедеврами Стамбульской библиотеки. В 1909-1919 гг. с целью свободной творческой работы уединяется от своих земляков. В эти же годы были написаны его произведения. Одно из них «Летопись тюрков, киргиз, казахов и ханов» (1911 г.). в 1912 г. отдельным изданием печатаются «?аза? айнасы», первая часть, поэмы «?ал?ам-Мамыр», «Е?лiк-Кебек». В эти годы переводит на казахский язык «Хижина дяди Тома», некоторые рассказы Л.Н. Толстого. Шакарим является автором многих философских, психологических (многие из написаны в стихах) произведений. Им же были написаны кюи, труды по музыке. Несмотря на сложные обстоятельства, вызванные октябрьским переворотом, Шакарим остается верным гуманистическим, демократическим, просветительским взглядам своего наставника Абая и настойчиво проводит эту линию. «Кумиром для меня стал покойный Абай. Следуя ему, рано отстранился я от межродовой распри и унизительных междоусобиц, избрал путь истины и справедливости, занялся науками. Специального образования я не получил, но постоянно пребывал в кропотливых поисках знаний – изучал труды известных мыслителей, знакомился со взглядами на жизнь писателей разных времен и народов, встречался, имел беседы со знающими, разумными людьми, много времени посвятил писательскому труду» - пишет он в «Записках Забытого». И в советский период были напечатаны его отдельные произведения. Так, в журнале «Абай» печатаются в его переводе «Перевод от Хафиза», поэмы Физули «Лейла-Маджнун». Спустя много лет, в 1959 г. в газете «?аза? ?дебиетi» и в 1978 г. в сборнике «Казахские поэты», вышедшем в Ленинграде на русском языке, был опубликован цикл стихов Шакарима. В последние годы о творческой деятельности Шакарима было написано много статей, в 1988 г. в издательствах «Жазушы», «Жалын» вышло полное собрание сочинений поэта. Однако до сих пор мы не имеем фундаментальных научных исследований о творческой, общественной деятельности Ш. Кудайбердиева. Особенно о его психологических, педагогических взглядах. Шакарим вслед за Абаем призывал молодежь овладеть знаниями, ремеслами, воспитывая в них человеколюбие, гуманизм. В своем стихотворении «Жастар?а» он советует подрастающему поколению не отставать от своих сверстников, не лгать, не воровать, не сквернословить, не лениться, учиться всему хорошему у молодежи передовых стран. В своих произведениях он призывает казахскую молодежь быть в передовых рядах прогрессивной части общества, на недостойное поведение некоторых молодых людей во взаимоотношениях со взрослыми, на пренебрежительное отношение молодежи к традициям, обычаям казахского народа. При этом он часто напоминает о том, что плохие дела людей никогда незамеченными не останутся. Как старший брат Абая, Шакарим указывает на необходимость справедливости и милосердия между людьми. Единственный нравственный путь, указанный поэтом молодежи – это путь справедливости и овладения знаниями. Именно такой путь спасет человека от трудностей, избавит от невежества, приведет к вершинам нравственности. Размышляя по этому поводу, Шакарим в стихотворении «Арман» пишет о том, что человек с самого рождения до смерти ставит перед собой цель и для достижения этой заветной цели он всю жизнь мечтает. И в этом плане человек не должен жалеть себя, свои материальные богатства. Поэт гневно осуждает нечистоплотность, алчность в человеке все хвалят справедливость и человечность В стихотворении «Д?ние мен ?мiр» Шакарим дальше углубляет эту идею. Он предостерегает молодежь от хитрости, злорадства, лицемерия, обмана и напоминает о том, что как хорошее и плохое, богатство и нищета – это все не от бога. Наоборот, все это от самого человека, поэтому человек должен неустанно работать над собой: вбирать в себя все хорошее, что есть на свете, опровергая при этом все плохие качества, свойственные некоторым людям. Человек должен стремиться ко всему хорошему, должен себя воспитывать, честно трудиться, исправлять и искоренять свои недостатки. Продолжая философские идеи Абая, Шакарим по-своему воспевает эту тему. Говоря о богатом наследии казахского народа, ученый призывает молодежь изучать, понимать и применять в жизни это богатство. Указывает на то, что наследие прошлых – это великое богатство, оно неисчерпаемая духовная пища для многих поколений. Далее поэт дает наставления молодежи о необходимости соблюдения норм поведения народных традиций и обычаев, сохранять спокойствие, уравновешенность. В жизни все происходит честным трудом: и богатство, и счастье, для чего нужно не бояться труда. В стихотворении «Насихат» поэт указывает на то, что ключ жизни в умении и знании, поэтому в молодости человек неустанно должен ими владеть. Как старшему брату Шакарим с сожалением пишет Абаю, об упущенных годах в молодости и горько вспоминает о тех трудностях на склоне лет в поиске знаний и умений. С той целью поэт совершил паломничество в Мекку, посетил Стамбульскую библиотеку. Возвращаясь на Родину, Шакарим поехал в Ясную Поляну, где встретился с великим русским писателем Л.Н. Толстым. Пропагандировал Салтыкова и Толстого, Гоголя и Пушкина, Лермонтова и Некрасова всему казахскому народу. Психологические взгляды. Педагогические высказывания Шакарима всегда переплетаются со знаниями в области психологии. Так в произведении «Истина и правда», «Казахское зеркало», «Мусульманские условия» и т. д. можно обнаружить психологические взгляды поэта. В этих произведениях автор высказывает идеи о том, что человек обязан познать окружающий себя мир, разгадать его тайны, несметные богатства этого мира должен использовать для своей нужды.. Для этого всевышний дал человеку мозг, стремлением к познанию, веру, понятие, чувство – все это дело разума, исходит от мышления. Наследие его богато и разнообразно. Читатель найдет в нем философские раздумья о человеке, о смысле жизни, разуме, о сознании, о судьбе своего народа, о добре и зле, проблемы просвещения, нравственного воспитания – словом, все важнейшие темы, волновавшие в свое время Абая. Осваивая традиции Абая, он развил и углубил их. Как и Абай, Шакарим был хорошо образован, все это позволило ему внести значительный вклад в развитие казахской поэзии. Творчество Ш. Кудайбердиева многие десятилетия было под запретом. Ныне доброе имя его восстановлено и богатейшее наследие поэта, философа, мыслителя, просветителя органично вошло в состав национальной казахской культуры. Творчество Шакарима послужит благородному делу духовного обогащения общества, утверждению его гуманистических и нравственных идеалов.

Просмотров: 4911
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь, фрагмент. Усть-Каменогорск, Изд-во, 2007.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Все (ALL)
  • ВСЕ ВО ВСЕМ
  • ВСЕ ТЕЧЕТ
  • Все, всё
  • ВСЕ-ЖИЗНЬ
  • ВСЕ-ЧЕЛОВЕК
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Демокрит о человеке, его жизни и ценностях
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Техника «это еще не все»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Человек — это звучит гордо
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Человек как ученый
  • Чистый разум: его идеи, противоречия, судьбы
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь