|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Мудрова И.А. Словарь славянской мифологии, 2010 г.
Черт
Человекоподобное существо, его образ как образ потустороннего враждебного человеку духа зародился в дохристианское время. После принятия христианства его черты естественно перешли к дьяволу, антагонисту всего доброго и светлого. Чертей изображали покрытыми черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Иногда изображается остроголовым или с волосами, стоящими дыбом-шишом (отсюда словообразования типа шиш, шишига), нередко его наделяют крыльями за спиной. Понятие «черт» объединяет и включает в себя всю нечисть и нежить: водяных, леших, домовых, банников, овинников и др. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с мифом о падших ангелах: сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись духов отдельных урочищ. Собственно черти отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, где они мучают грешников, болото, перекрёстки и развилки дорог), и свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к оборотничеству (превращаются в чёрную кошку, собаку, свинью, змея, чаще – в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого – соседа, мужа и т. п.). С этой их способностью связаны запреты поминать их и многочисленные словообразования: лукавый, враг, шут, окаяшка, чёрный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др. Черти в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца – «чёрту баран» или лошадь), пытаются заполучить душу человека; свои души продают чертям колдуны и ведьмы (чертихи). Черти могут жить семьями, по другим поверьям – соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри. Когда черт вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Черти могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, уносящий проклятых детей; вихри – беснующиеся черти, чёртовы сваты («чёрт с ведьмой венчается»); если бросить в вихрь нож, он окрасится кровью. Черти особенно опасны в «нечистых» местах в определённое время суток (от полночи до первых петухов, реже – в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда черти призываются в заговорах, во время гаданий и т. п.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Мудрова И.А. Словарь славянской мифологии, 2010 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|