|
Уничтожение личности- в психоанализе – термин L.Farber (1966), используемый для того, чтобы описать неправильное употребление психоаналитической теории с целью уничижения человека и искажения мотивов его поведения. Это достигается по-разному: а) истолкованием поведения с точки зрения инфантильных мотивов без учёта их модификации вследствие воспитания, жизненного опыта, сублимации и др.; б) определением черт характера в категориях тех психиатрических состояний, которые выставляют их в карикатурном, гротескном виде. Первый приём даёт возможность объяснять доброту, деликатность и мягкость как формирование реакции против садизма, а продуктивность, опрятность и чистоплотность – против анальности. Второй приём даёт возможность определять все названные качества как навязчивости, называть воодушевление и жизнеспособность маниакальностью, способность к объективности и независимости – шизоидностью, наблюдательность – параноидностью, а спонтанность и эмоциональность – истеричностью. Мотивы этих «психоаналитических извращений» автор термина усматривает в зависти, ненависти и злобе, которые стали возможными потому, что при всех претензиях к психоаналитической теории быть универсальной психологией, способной объяснить все особенности человеческого существа, основным источником фактов для которой являются некоторые данные психопатологии. В результате этого противоречия те понятия и системы классификации, которые стали достоянием врачебных кабинетов, слишком легко и не всегда адекватно применяются вне их стен, не претерпевая при этом существенных изменений. На самом деле подлинная и основанная на изучении реальных клинических фактов всеми доступными ныне научными методами психопатология, независимо от того, как она воспринимается дилетантами, отнюдь не является уничтожением личности, напротив, именно она даёт реальную возможность если не понять, то хотя бы почувствовать всю грандиозную сложность и даже величие человеческой личности, а также то, что с нею происходит в результате психического расстройства. Что касается психоанализа, в нём изначально, согласно А.Маслоу, заложена тенденция к уничтожению личности, поскольку он (имеется в виде классический психоанализ), как и бихевиоризм, оставляет без внимания именно человеческие качества, то есть то, ради чего, собственно, и существует психология, представляя эти качества в виде некоего арифметического компромисса между потребностями организма, инстинктов, с одной стороны, и объект-представлениями, с другой, в котором лишь до известной степени отражены нужды и требования общества, существующие в личности как бы на вторых ролях.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|