Транзитивизм

(лат. transitus – переход, перемещение) – в психопатологии - 1. термин C. Wernicke, обозначает феномен, при котором пациент ощущает некое растройство присущим: а) не только себе, но и кому-то из окружающих его людей, или б) другим людям, но не самому себе. С точки зрения психоанализа, транзитивизм (в случае «б») представляет собой проекцию, защитный механизм, а с позиций психопатологии – проявление деперсонализации. С позиции теории эгоцентризма Ж.Пиаже, транзитивизм (в случае «а») есть выражение особенности детского, незрелого мышления, когда собственные мысли и чувства приписываются другим людям. В психопатологии данный вариант расстройства характеризует сенситивные идеи отношения Кречмера, поскольку болезненная прикованность внимания к собственному недостатку усматривается также у окружающих людей, которые, как чувствует пациент, также знают об этом дефекте пациента, как мнимом, преувеличенном, так и реальном, и их внимание столь же неоступно приковано к нему, как его собственное. Собственно транзитивизмом данный патологический феномен, повидимому, не является, нечто подобное наблюдается у большинства и здоровых лиц.. По мнению К.Ясперса, развитие транзитивизма связано с тем, что у пациента существует «специфический способ непонимания психической жизни других людей, встречающийся на начальных стадиях процессов: окружающие кажутся больному... удивительными и непонятными». Другими словами, пациент теряет способность узнавать собственные явления психического, хотя он ощущает их в себе и они его удивляют, пугают, но эти явления он рассматривает как свойственные не собственной личности, а присущие окружающим людям и неодушвлённым объектам.. К.Ясперс, очевидно, имеет в виду некоторые часто встречающиеся симптомы (см. Олицетворения неодушевлённых предметов расстройство, Олицетворённого восприятия феномен), при которых пациент проецирует свои эмоции на внешние объекты, то есть опять-таки деперсонализацию.

Существует второй, несколько иной, хотя в сущности аналогичный предыдущему вариант транзитивизма, проявляющийся в процессе бредообразования и чувстве внешнего овладения. Так, в некоторых случаях раннее проявление бреда осознаётся пациентом не как свойственное его собственной личности, а присущее окружающим его людям. Например, пациент замечает, что случайные прохожие начинают как-то странно, многозначительно себя вести, они намекают, а то и недвусмысленно дают понять ему, что он, пациент, является выдающейся, исторической личностью или ему свойственен серьёзный физический дефект. Поначалу он с этим не соглашается, считает чем-то бессмысленным, а то и признаком помешательства самих этих людей, но несколько позднее он вполне начинает в это верить и сам, одновременно с тем делается непреклонным в своём убеждении в том, что и окружающие его люди сохраняют свою уверенность в том, что он перевоплотился в святого человека, в великого полководца или урода. Другими словами, он как бы не сразу принимает возникшую в своём бессознательном и поначалу чуждую его сознательному Я идею, и это означает, что у него завершается формирование бреда величия либо физического недостатка. Нередко встречаются также пациенты, указывающие на то, что, по их мнению, окружающие люди вдруг превратились в «роботов», «марионеток» или что этими людьми явно кто-то руководит или управляет. Лишь позднее ощущение ощущение внешнего овладения он почувствует у себя самого. В таком представлении транзитивизм, предположительно, связан (хотя бы в части случаев) с тем, что в начале развития психотического симптома возникает диссоциация личности на здоровую и «больную» субличности, но при этом автономная активность последней некоторое время воспринимается где-то вне собственного Я, за пределами внутриличностной области, как нечто, присущее личности кому-то из посторонних людей и не обязательно только людей. Транзитивизм в этом его представлении вообще свойственен пациентам с бредовым и галлюцинаторно-параноидным расстройством на той ранней стадии их развития, когда пациенты «спасаются» от мнимых преследователей, особенно если принять, что возникающее у пациентов ощущение враждебности окружающих есть проявление их собственной и отчуждённой аутоагрессивности.

Третий вариант транзитивизма представляет, повидимому, бред редупликации, когда пациент чувствует, что кто-то из неизвестных людей в точности копирует его действия и высказывания или думает, что у него появился «двойник», точная «копия» его самого. Он как бы приписывает свои действия, мысли, намерения другому человеку (другим людям), вполне осознавая тот факт, что они свойственны также ему самому. Отличие от вышеупомянутого, связанного с деперсонализацией варианта транзитивизма состоит здесь в том, что в этом случае: а) пациент осознаёт, что удвоение касается его собственных действительных действий и б) что его двойником (двойниками) является некий воображаемый человек (являются воображаемые люди), то есть тиражируемое в разных количествах чувство собственной идентичности, а не кто-то из окружающих его реальных людей; 2. в логике - обычно используют термин транзитивность или переходность – свойство величины быть тождественной третьей величиной, если она равна второй, которая, в свою очередь равна первой (если «А» = «В», а «В»=«С», то «А» = «С»).

Некоторые исследователи, добавим к сказанному в п. 1, считают транзитивизмом расстройство, при котором пациенты чувствуют, что испытываемые ими болезненные явлениями воспринимаются не только ими, но также окружающими людьми. При этом имеются в виду такие расстройства, как галлюцинации, псевдогаллюцинации, чувство внешнего воздействия (о последнем сообщалось впереди). Но здесь есть одна важная деталь. Например, если пациент с галлюцинациями чувствует, что эти его обманы восприятия, в частности, голоса, слышат и окружающие, то это не означает ещё, что такие же обманы восприятия свойственны, по мнению пациента, и другим людям. Дело в том, что истинные галлюцинации для пациента суть такой же реальный объект, как и другие явления действительности, которые воспринимают окружающие. Речь в данном случае идёт, скорее о проявлениях эгоцентризма – мало кто и из здоровых людей сомневается в том, что кто-то из окружающих видит облака или деревья как-то иначе, чем они. Что касается псевдогаллюцинаций, то им свойственно отсутствие чувства их принадлежности внешнему миру, на них ощущение транзитивизма распространяется в меньшей степени.

Просмотров: 1055
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • АМБУЛАТОРНЫЙ ПАЦИЕНТ
  • Взаимоотношение «врач - медицинская сестра - пациент»
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Идентифицированный пациент (IDENTIFIED PATIENT)
  • Иллюзия узнавания людей
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Клуб пожилых людей
  • ЛИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ
  • НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ХАРАКТЕРОВ ЛЮДЕЙ
  • Ориентация от людей
  • Ориентация против людей
  • Отношения врач-пациент
  • ПАЦИЕНТ
  • ПАЦИЕНТ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ЛЮДЕЙ
  • Пациент
  • Психологическая совместимость людей
  • РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕНИИ
  • Развитие социального поведения людей
  • Совместимость людей в группе
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • Теория великих людей
  • Типы людей и локус контроля
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • популяция людей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь