Методики психотерапии

(psychotherapy techniques) – основными считаются следующие (Пейзер, 2005).

А. Разговор с фокусироваием на интеллекте:

1. свободные ассоциации (см.);

2. анализ сновидений – изучение сюжетов сновидений, в которых, как предполагается, имеется некое скрытое желания, то есть желание, часто связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией, имевшей место в прошлом. Скрытое значение сновидений может быть рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Многие сновидения завершаются решением актуальной проблемы;

3. недирективное интервью – пациент получает возможность высказываться обо всём, что представляется ему имеющим значение. Психотерапевт ограничивается повтором или перефразированием его высказываний и описанием выраженных им эмоций. Пациенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность его понимания психотерапевтом;

4. воображение – при проведении эйдетической психотерапии или имаготерапии пациенту предлагают мысленно представлять нечто для него важное. Например, унижение при неудаче, а затем гордость в связи с успехом. Потом от него требуется детальное описание эмоций в обоих случаях. Скрытое послание к нему состоит в том, что он может контролировать ситуацию и может сам делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи;

5. директивное интервью – пациенту предлагают ответить на фиксированную последовательность вопросов или заполнить опросник;

6. анализ видеозаписей поведения – пациенту предлагается интерпретировать показанный ему видеоматеривал с заранее оговорёнными характеристиками (обычно его собственного поведения);

7. интерпретация - в терапии разрешения конфликтов пациенту предлагают концептуализировать природу конфликта, лежащего в основе его проблемы, а затем найти её решение.

8. румпельштильцхен (гном в немецкой мифологии) – магия «правильного слова» или интерпретативной фразы, адекватного названия проблемы, после чего пациент может оказаться способным продемонстрировать значительную положительную динамику;.

9. конфронтация - внимание пациента центрируется на его отказе взять на себя ответственность за лечение. Менее существенные его ошибки маркируются как иррациональные;

10. юмор – используются различные стили юмора: преувеличение до абсурда, пародирование обречённого на неуспех поведения, тактичное высмеивание неразумных поступков и сарказм, тщательно сбалансированный с невербальными проявлениями эмоционального тепла и принятия пациента;

11. противоречивые сообщения – согласие на словах с пессимизмом пациента, но с невербальным выражением желания ему помочь. Далее его негативные высказывания доводятся до логического завершения или немедленного и поверхностного согласия с высказыванием «я никуда не гожусь»;

12. беседа по телефону – особенно показана тревожным пациентам, воспринимающим психотерапевта как некую угрозу, а также подросткам;

13. молчание – важный технический приём в психотерапии. А.Адлер, например, часто скрещивал руки на груди и ничего не говорил пациенту с тем, чтобы побудить его к пересмотру своих выводов и мотиваций.

Б. Разговор – фокусирование на объекте:

1. поддержка – пациент рассматривается и как упавший духом человек, которому надо вернуть веру в себя. Поддержка может повысить его способность к совладающему поведению;

2. эмоциональный разговор – в тренинге ассертивности клиента учат произвольному выражению своих спонтанно возникающих эмоций, при этом поощряется намеренное использование местоимения «Я»;

3. поэзия – пациент поощряется к тому, чтобы выражать свои эмоции посредством чтения стихов, подобранных как им самим, так и психотерапевтом;

4. домашние животные – использование на сеансах психотерапии домашних животных пациентов;

5. смещение – замещение одной потребности какой-то другой, более адаптивной. Например, в программе АА приём алкоголя замещается дружеской поддержкой других участников;

6. релаксация – обучение упражнениям на расслабление мышечного тонуса;

7. гипноз – используется как вспомогательная процедура для снижения торможения или «интрапсихической цензуры» материала, вызывающего тревогу;

8. оживление эмоциональных воспоминаний – многие психотерапевты отмечают позитивный эффект ярких воспоминаний деталей психотравмирующей ситуации;

9. «стрижка» - в течение некоторого оговорённого периода времени пациент выслуживает тирады психотерапевта о своих недостатках, при этом никак не защищаясь;

10. «вопль» - в процессе поиска новой идентичности пациента обучают демонстрировать свои эмоции голосом.

В. Разговор – фокусирование на репетиции поведения:

1. воображение – представление в состоянии мышечной релаксации градуированных сцен, вызывающих наибольшую тревогу;

2. последствия – представление себе положительных, отрицательных и нейтральных последствий специфических поведенческих актов;

3. групповая терапия - используется как репетиция на на группе его повседневного поведения;

4. психодрама - широко использует театральные приёмы.

Г. Активация поведения:

1. моделирование – демонстрация адекватного поведения с целью отработки специфических навыков (например, спросить о том, сколько сейчас времени или пройти собеседование при трудоустройстве);

2. игровая терапия – психотерапевт, наблюдает за игрой (чаще всего детей), он может задавать вопросы о персонажах и событиях в игре;

3. физическая активность – включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физическое нападение с безопасными дубинками (надувными резиновыми);

4. арт-терапия – использование рисования и иных творческих заданий. Например, рисование настенных фресок вместе с другими участниками группы;

5. негативная практика – повторное воспроизведение дезадаптирующего поведения или размышления о нём до наступления состояния утомления.

Д. Факторы окружающей среды:

1. перенесение – обращение к психотерапевту, как к человеку, которому вполне можно доверять решение своих проблем;

2. социальная роль – психотерапевту следует избегать заведённых в обществе условностей (брать подарки и т.д);

3. триадное консультирование – участие в сеансах психотерапии других специалистов, играющих роль «подсадных уток», «адвокатов дьявола» и т.п..

Е. Непрямой контакт с пациентами:

1. тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами – такие вмешательства планируются профессионалами, но выполняются людьми из естественного окружения пациента;

2. библиотерапия – психотерапия с помощью специально подобранных литературных тестов;

3. профилактика – консультации непрофессионалов по вопросам профилактики невротических расстройств.

Просмотров: 1188
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • аффективное расстройство, резидуальное, связанное с употреблением алкоголя или других психоактивных средств
  • болезненное пристрастие к психоактивным средствам или алкоголю (аддикция наркотическая или алкогольная)
  • Гоббс: человек, его сущность и общество
  • Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа.
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Лапоноидная (или субарктическая, или лопарская) раса (лапоноиды)
  • МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (или БОЛЕЗНЬ, РЕАКЦИЯ или СИНДРОМ)
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • Модель разумного, или планируемого поведения
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Педагогическое общение: конфликт и способы его разрешения
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ)
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • ПУРКИНЬЕ, ЭФФЕКТ (или ФЕНОМЕН, или СДВИГ)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Роль больного или роль пациента
  • РОЛЬ БОЛЬНОГО или РОЛЬ ПАЦИЕНТА
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Участие Канта в полемике вокруг его идей
  • Человек и его сущность. Государственное правление по Локку
  • Южноазиатская (или малайская, или вьетская) малая раса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь