|
Методики психотерапии(psychotherapy techniques) – основными считаются следующие (Пейзер, 2005). А. Разговор с фокусироваием на интеллекте: 1. свободные ассоциации (см.); 2. анализ сновидений – изучение сюжетов сновидений, в которых, как предполагается, имеется некое скрытое желания, то есть желание, часто связанное с какой-то психотравмирующей ситуацией, имевшей место в прошлом. Скрытое значение сновидений может быть рекомендацией внутреннего Я сознательной личности. Многие сновидения завершаются решением актуальной проблемы; 3. недирективное интервью – пациент получает возможность высказываться обо всём, что представляется ему имеющим значение. Психотерапевт ограничивается повтором или перефразированием его высказываний и описанием выраженных им эмоций. Пациенту предлагается скорректировать или подтвердить правильность его понимания психотерапевтом; 4. воображение – при проведении эйдетической психотерапии или имаготерапии пациенту предлагают мысленно представлять нечто для него важное. Например, унижение при неудаче, а затем гордость в связи с успехом. Потом от него требуется детальное описание эмоций в обоих случаях. Скрытое послание к нему состоит в том, что он может контролировать ситуацию и может сам делать выбор в пользу чувства успеха или чувства неудачи; 5. директивное интервью – пациенту предлагают ответить на фиксированную последовательность вопросов или заполнить опросник; 6. анализ видеозаписей поведения – пациенту предлагается интерпретировать показанный ему видеоматеривал с заранее оговорёнными характеристиками (обычно его собственного поведения); 7. интерпретация - в терапии разрешения конфликтов пациенту предлагают концептуализировать природу конфликта, лежащего в основе его проблемы, а затем найти её решение. 8. румпельштильцхен (гном в немецкой мифологии) – магия «правильного слова» или интерпретативной фразы, адекватного названия проблемы, после чего пациент может оказаться способным продемонстрировать значительную положительную динамику;. 9. конфронтация - внимание пациента центрируется на его отказе взять на себя ответственность за лечение. Менее существенные его ошибки маркируются как иррациональные; 10. юмор – используются различные стили юмора: преувеличение до абсурда, пародирование обречённого на неуспех поведения, тактичное высмеивание неразумных поступков и сарказм, тщательно сбалансированный с невербальными проявлениями эмоционального тепла и принятия пациента; 11. противоречивые сообщения – согласие на словах с пессимизмом пациента, но с невербальным выражением желания ему помочь. Далее его негативные высказывания доводятся до логического завершения или немедленного и поверхностного согласия с высказыванием «я никуда не гожусь»; 12. беседа по телефону – особенно показана тревожным пациентам, воспринимающим психотерапевта как некую угрозу, а также подросткам; 13. молчание – важный технический приём в психотерапии. А.Адлер, например, часто скрещивал руки на груди и ничего не говорил пациенту с тем, чтобы побудить его к пересмотру своих выводов и мотиваций. Б. Разговор – фокусирование на объекте: 1. поддержка – пациент рассматривается и как упавший духом человек, которому надо вернуть веру в себя. Поддержка может повысить его способность к совладающему поведению; 2. эмоциональный разговор – в тренинге ассертивности клиента учат произвольному выражению своих спонтанно возникающих эмоций, при этом поощряется намеренное использование местоимения «Я»; 3. поэзия – пациент поощряется к тому, чтобы выражать свои эмоции посредством чтения стихов, подобранных как им самим, так и психотерапевтом; 4. домашние животные – использование на сеансах психотерапии домашних животных пациентов; 5. смещение – замещение одной потребности какой-то другой, более адаптивной. Например, в программе АА приём алкоголя замещается дружеской поддержкой других участников; 6. релаксация – обучение упражнениям на расслабление мышечного тонуса; 7. гипноз – используется как вспомогательная процедура для снижения торможения или «интрапсихической цензуры» материала, вызывающего тревогу; 8. оживление эмоциональных воспоминаний – многие психотерапевты отмечают позитивный эффект ярких воспоминаний деталей психотравмирующей ситуации; 9. «стрижка» - в течение некоторого оговорённого периода времени пациент выслуживает тирады психотерапевта о своих недостатках, при этом никак не защищаясь; 10. «вопль» - в процессе поиска новой идентичности пациента обучают демонстрировать свои эмоции голосом. В. Разговор – фокусирование на репетиции поведения: 1. воображение – представление в состоянии мышечной релаксации градуированных сцен, вызывающих наибольшую тревогу; 2. последствия – представление себе положительных, отрицательных и нейтральных последствий специфических поведенческих актов; 3. групповая терапия - используется как репетиция на на группе его повседневного поведения; 4. психодрама - широко использует театральные приёмы. Г. Активация поведения: 1. моделирование – демонстрация адекватного поведения с целью отработки специфических навыков (например, спросить о том, сколько сейчас времени или пройти собеседование при трудоустройстве); 2. игровая терапия – психотерапевт, наблюдает за игрой (чаще всего детей), он может задавать вопросы о персонажах и событиях в игре; 3. физическая активность – включает массаж, бег трусцой, осознание движений и физическое нападение с безопасными дубинками (надувными резиновыми); 4. арт-терапия – использование рисования и иных творческих заданий. Например, рисование настенных фресок вместе с другими участниками группы; 5. негативная практика – повторное воспроизведение дезадаптирующего поведения или размышления о нём до наступления состояния утомления. Д. Факторы окружающей среды: 1. перенесение – обращение к психотерапевту, как к человеку, которому вполне можно доверять решение своих проблем; 2. социальная роль – психотерапевту следует избегать заведённых в обществе условностей (брать подарки и т.д); 3. триадное консультирование – участие в сеансах психотерапии других специалистов, играющих роль «подсадных уток», «адвокатов дьявола» и т.п.. Е. Непрямой контакт с пациентами: 1. тренинг, проводимый родителями или непрофессионалами – такие вмешательства планируются профессионалами, но выполняются людьми из естественного окружения пациента; 2. библиотерапия – психотерапия с помощью специально подобранных литературных тестов; 3. профилактика – консультации непрофессионалов по вопросам профилактики невротических расстройств.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|