Личность (персона)

(термин «личность» - от общеславянск. «ликъ», «персона» - от греч. phersus) - 1. сумма качеств человека, знание которых даёт возможность делать научно обоснованные предсказания относительно будущего его судьбы и поведения в различных социальных ситуациях. Такие ожидания от дефиниции термина «личность» являются, скорее, утопическими, основанными на механистическом, ньютоновом детерминизме, характеризующем бихевиоризм, психоанализ, некоторые направления социальной психологии. Об этом писал уже Ф.М.Достоевский, возражая возобладавшим в его время оптимистическим подходам к пониманию сущности человека с позиций бурно развивающихся естественных наук; 2. многоплановый, крайне сложный для определения термин, которым обозначают некую динамическую структуру, интегрирующую биологическое, психические, социальные и духовные качества человека в единое функциональное целое. Предполагается, что научные предсказания возможного в тех или иных ситуациях поведения человека возможны лишь с позиции вероятностного детерминизма в силу неопределённого числа влияющего на это поведение переменных, а главное, в силу того, что человек сам определяет для себя значимость этих переменных. Существует бесчисленное множество дефиниций термина, которые на протяжении тысячелетий предлагались многими писателями, философами и психологами разных научных направлений. Приведём данные об основных подходах к пониманию личности, имея в виду то обстоятельство, что понятие о личности является важнейшим как для психологии человека, так и его психопатологии:

1. конституциональные теории - берут начало в учении Гиппократа о смешении жизненных соков при формировании темперамента. Основная идея такого рода подходов заключается в том, что каждый индивид представляет собой определённый баланс неких природных основных элементов, сочетание которых определяет тип личности. Примерами конституциональной теории могут служить теории Э.Кречмера и В.Г.Шелдона о связи строения тела с развитием личности, отчасти также теория К.Юнга, в которой предпринята попытка разграничить определённые типы личности на основе гипотезы о таких врождённых её качеств, как экстраверсия и интроверсия;

2. теории черт - все теории данного направления исходят из положения о том, что личность человека представляет собой компендиум (лат. compendium - сокращение, сбережение) черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и др. Современные теории черт, пытаясь выделить основные измерения личности, используют метод факторного анализа. Наиболее влиятельной считается теория Р.Б.Кэттела, базирующаяся на допущении о существовании набора глубинных черт, которые оказывают “реальные структурные влияния, определяющие личность”. Цель теорий личности, полагает Р.Б.Кэттел, состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения человека в различных гипотетических ситуациях;

3. психодинамические и психоаналитические теории - ряд детерминистических теорий, разрабатывающих предположение о том, что определяющим личность является природный фактор или ранний детский опыт. Существует множество отличий между упомянутыми теориями, но все они объединятся общей идеей, а именно: личность характеризуется в них посредством понятия интеграция. Сильный акцент обычно делается на факторах личностного развития с имплицитным предположением о том, что взрослая личность развивается постепенно, с течением времени и в зависимости от того, как происходит «интеграция различных факторов». Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, ни одно рассмотрение проблемы личности не считается при этом теоретически полезным без оценки мотивационных синдромов. Синонимом личности в данных теориях нередко считается термин характер.

4. бихевиоризм - основой этого направления является распространение теории научения на исследования человеческой личности. Бихевиоризм привлёк внимание исследователей к вопросу о том, что именно из устойчивого поведения человека является следствием влияния внутренних факторов (типов, черт, динамики личности), а что - влиянием окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. Учёные, на которых значительное воздействие оказал бихевиоризм, в поисках ответа на эти вопросы теряют перспективу восприятия самой личности и вообще ставят под сомнение необходимость сохранения соответствующего термина;

5. гуманизм - данное направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма. Основатели гуманистического направления (особенно Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл) сосредоточили своё внимание на феноменологии (греч.phainomenon - являющийся), где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме (греч. holos - целое), противостоящем редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления человека к самоактуализации. Основные проблемы этого направления касаются трудности научной проверки многих его теоретических положений. Более адекватным было бы, пожалуй, считать, что это проблема именно научной проверки, а не собственно личности, поскольку психология пока что не располагает методами исследования, которые были бы адекватны чрезвычайной сложности проблемы личности. Тем не менее данное направление остаётся важным, пожалуй, ведущим и ставшим в последние десятилетия на Западе и в нашей стране более популярным, нежели психоанализ и бихевиоризм, подходом многих психологов к изучению личности, давшем начало широкому движению человеческого потенциала;

6. теории социального научения - понятие личности рассматриваются здесь как те аспекты поведения, которые приобретены или проявляются в контексте социального взаимодействия. Данный подход являлся и до известной степени является преобладающим и в отечественной психологии, в чём нетрудно убедиться, ознакомившись с принятыми дефинициями термина «личность». Так, личностью называют “устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных....Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости её изучения в контексте общественных условий” (Блейхер, 1995). А.Бандура основывает свою теорию социального научения на положении о том, что, хотя научение и оказывает решающее влияние на формирование личности, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, например, как социальные роли), по существу составляющих социальную структуру личности человека, необходимы факторы, отличные от простых связей типа стимул-реакция и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память и процессы саморегуляции. Многие исследования сосредоточивались на моделировании (здесь имеется в виду подражание) и наблюдении научения как тех искомых механизмов, которые могут дать теоретически удовлетворительное описание последовательного социального поведения;

7. ситуационизм - данное направление является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его последователи подчёркивают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними факторами или врождёнными чертами личности. Само понятие черты личности является, с этой точки зрения, психической конструкцией стороннего наблюдателя и она существует лишь в его сознании. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, нежели внутреннему постоянству;

8. интеракционизм (теория взаимодействия) - это эклектичная теория, она допускает, что определённая доля истины имеется во всех вышеуказанных подходах к изучению личности, но, в отличие от них, в ней утверждается, что личность возникает посредством взаимодействия определённых качеств и предрасположений, с одной стороны, и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются, с другой. Личность, таким образом, не есть “вещь в себе”, но суть комплекс сложных паттернов взаимодействия индивида и внешней среды.

Существуют другие подходы к исследованию личности, в частности, экзистенциализм, настаивающий на том, что сущность человека суть центральное понятие персонологии и именно она составляет ядро, неотъемлемое качество личности. В качестве примера приведём определение понятия о личности, принадлежащее К. Ясперсу, одному из самых видных представителей экзистенциализма:”Личностью, - указывает он, - мы называем обладающую индивидуальным набором отличительных признаков характерную совокупность доступных пониманию взаимосвязей в пределах отдельно взятой психической жизни” (разрядка - В.А.).

В заключение можно сказать, что учение о личности - персонология - находится ныне лишь в начальной, как бы аналитической стадии своего развития, она занята прежде всего поиском своих границ, методов изучения составляющих личность элементов и формулированием основных концептуальных идей, доступных проверке тем или иным образом. Главные события, а именно развитие адекватной методологии и синтез столь разных направлений в учении о личности, очевидно, ещё только ожидают своих исследователей.

Просмотров: 2072
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F1х.71х Расстройство личности и поведения
  • F68.8 Другие уточненные расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
  • F68.8 Другие уточненные расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F69 Неуточненное расстройство зрелой личности и поведения у взрослых
  • F69 Расстройство личности и поведения в зрелом возрасте неуточненное
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • Другие расстройства личности и поведения в зрелом возрасте (F68.-)
  • Имплицитные теории личности
  • КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Когнитивные теории личности
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • МАРКСИСТСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Межличностное познание: имплицитные теории личности
  • Наследуемость черт личности
  • ОПРОСНИКИ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
  • Обусловленная модель влияния черт личности
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Раздвоение личности (множественная личность)
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теории личности
  • Теории личности
  • Теория центральных черт личности
  • Теория черт личности
  • ФАКТОРНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Эпигенетическая теория развития личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь