|
Игра(общеславянск., вероятно, от греч. agos – священный трепет. Первоначальное значение – восхваление и умилостивление божества пением и пляской) - 1. вид непродуктивной деятельности, мотивированный не конечным результатом, а самим ходом её процесса. В истории человечества игра часто переплеталась с магией, культовым поведением и др., была тесно связана и остаётся связанной со спортом, искусством, военными и др. тренировками; 2. вид подражательной, имитационной или символической деятельности с более или менее чётко определёнными целями и правилами. Ж. Пиаже различает 3 класса игр: а) игры мастерства (строительство, копирование, проектирование), б) игры с правилами (игры в шарики, прятки, военные игры и т.д.) и в) игры-притворства и игры-фантазии; Х.И.Дэй различает 5 типов игр: а) исследовательская игра – мотивирована неопределённостью в отношении объектов и событий во внешнем мире; б) креативная игра – более сложное проявление исследовательской игры, требующая способности к символизации и знания внешних или физических характеристик стимулов (игрушек); в) разнообразящая игра – игра, которая выглядит как бесцельное взаимодействие со средой вообще, когда становится скучно; г) миметическая игра – мотивирована достижением мастерства и компетентности, обычно повторяющаяся, структурированная и символическая; д) катартическая игра – является терапевтической по своей цели и может принимать любую форму; она может снижать возбуждение, но, повидимому, она не связана с положительным гедонистическим эффектом или удовольствием; 3. в психоанализе – деятельность, которой занимаются ради неё самой, ради удовольствия, которое она приносит, без учёта серьёзных целей и задач; обычно игра противопоставляется работе или выполнению социальных либо биологически необходимых действий (Райкрофт, 1995). Поскольку игра – это деятельность, которая в некотором смысле таковою «не считается», будучи действиями «понарошку», и поскольку здесь действия только «играются», а не происходят по-настоящему, то «цензура», торможение и вина во время игры временно «не работают». В результате игра предоставляет немало свидетельства желаний, тревог и т.д., которые в других случаях вытесняются. Поэтому игра используется аналитиками как замена свободной ассоциации (имеющих некоторое сходство с игрой, поскольку клиническая ситуация отделена от остальной жизни): игры, которые придумывает ребёнок с игрушками, рассматриваются как своеобразные тексты, выявляющие природу бессознательных фантазий ребёнка. См. Игры детей.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|