|
Идеи сверхценные(Wernicke, 1892) – имеющие субъективный характер непреклонного убеждения идеи, которым пациенты придают несоразмерно большое и при этом объективное значение в силу стойкого доминирования дефицитарной системы ценностных приоритетов (отражающих стремление преодолеть комплекс неполноценности). Например, пациент преувеличивает важность своих мыслей о чём-либо потому, что является эгоцентрической, ограниченной в своём кругозоре личностью, поэтому то, что он делает, он воспринимает как имеющее особую как для него, так и для других людей ценность. Обычно имеется в виду, что сверхценная идея имеет исключительно индивидуализированный характер, с чем трудно согласиться, если принять тот факт, что человек является социальным существом и что он не может оградить себя от влияния других людей. Кроме того, комплекс неполноценности имеет, предположительно, социально обусловленный характер. Типичными признаками сверхценных идей считаются следующие: 1. само содержание идей не является абсурдным, оно всегда отражает некий существенный аспект реальности; 2. психологическая понятность сверхценных идей, то есть их логичность, последовательность, обоснованность определёнными фактами; 3. эмоциональная охваченность сверхценными идеями или, другими словами, такие идеи имеют для пациентов особенно глубокий смысл главным образом потому, что помогают им сохранять несоразмерно высокую самооценку; 4. стойкость, некоррегируемость, отсутствие критического к ним отношения в течение длительного времени; 5. дезадаптивный характер поведения, мотивированного сверхценными идеями (последний критерий является относительным, в значительной степени определяющимся культурально; например, писатель, возомнивший себя гением или даже официально признаваемый таковым, пишет очень нужные каким-то общественным силам вещи, искажая реальное положение дел, но вовсе при этом не бедствуя и проявляя достаточно гибкое поведение в разных жизненных ситуациях). Внешние аспекты содержания сверхценных идей достаточно разнообразны и носят в целом обыденный или даже банальный характер: это идеи ревности и измены, болезни, физического недостатка, сутяжничества, религиозности, самосовершенствования, притязания, мщения, обогащения, шовинизма, расизма и т.д. Появление стойкой социальной дезадаптации в связи со сверхценными идеями обычно свидетельствует о развитии личности параноическом (см.), сближая таких пациентов со страдающими настоящим систематизированным бредом толкования психотическими больными. В некоторых случаях сверхценные идеи обнаруживают тенденцию превращаться в бредовые, но это, впрочем, может произойти с любым другим убеждением и, повидимому, происходит с одинаковой долей вероятности. Надёжные сведения, которые могли бы указывать на повышенную готовность сверхценых идей превращаться в бредовые, отсутствуют. Между бредовыми и сверхценными идеями существует глубокое и принципиальное отличие, так что последние, считают многие исследователи, не следует считать как бы промежуточными между навязчивыми мыслями и бредовыми суждениями образованиями, как это делают в общет-то немногочисленные авторы.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|