|
Действительность- формально - бытие всего сущего, к которому приложим предикат «действительный» (см. Предикат), или, иными словами, «действительное бытие сущего» (Философский энциклопедический словарь, 1997). В немецком языке термин «действительность» (Wirklichkeit) содержит коннотацию «действенность», в греч. и латинском языках – «истинность» (см.), а во французском и английском языках – «реальность (см.). В немецком языке «истинность» отличается от «действительности» тем, что первая связана с очевидностью, а «реальность» от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность её чему-то мнимому, то употребляют также термин «реальность», если же имеют в виду противоположность возможному, то говорят о «наличном бытие», «существовании». Из психологии известно, что существуют только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир. Этот мир представлен субъекту в наглядных образах ощущения и восприятия, ничего другого непосредственно воспринимать человеку не дано по определению. Отсюда берут начало нескончаемые дискуссии о познаваемости внешнего мира, о природе человеческого познания, о критерях истинности познания. Но действительность – это не только мир материальных объектов. Такой же действительностью, поскольку она реально существует, является внутренний мир человека, его психика. Её нередко называют субъективным миром, но это неточный и сбивающий с толку термин, психика столь же и уж никак не менее объективна, как и то, что называется материей. Отношения между двумя упомянутыми мирами стали предметом ряда гипотез, как дуалистических, так и монистических (см. Дуализм, Монизм), но утверждать, что в понимании этого достигнута более или менее приемлемая определённость, нельзя, основные вопросы здесь не только не решены, но, повидимому, даже не сформулированы в силу неясности содержания и объёма важнейших категорий (материя, душа, сознание). Отсюда проистекают разного рода мысленные тупики. В самом деле, как объяснить, к примеру, тот факт, что неодушевлённая, мёртвая материя породила жизнь, каким образом в органической природе возникло сознание? Вероятность того и другого с логической точки зрения столь ничтожна, что, во всяком случае, она не превышает вероятности того, что и сама материя была порождена когда-то сознанием. Когда В.И. Ленин указывал, что отражение (см.) есть универсальное свойство материи, не означает ли это того, что этот самый выдающийся философ 19-20 столетия отказывается от ортодоксального материализма и предпринимает попытку синтеза столь антагонистических позиций, которые занимают объективный идеализм Платона и столь же непримиримый материализм Демокрита? К тому же общеизвестно и кажется само собою разумеющимся, что материальный мир в силу неких изначально присущих ему внутренних качеств способен эволюционировать в сторону бесконечного повышения своей сложности. Каким образом это происходит, что побуждает те же элементарные частицы соединяться в атомы, молекулы, кристаллы и далее во всё более развитые структуры? Единственным известным человеку аналогом этого процесса является созидательная активность человеческой психики, и это опять невольно направляет мысль к идее В.И.Ленина. Природа психики является двойственной. С одной стороны, она является функцией мозга. Но это не означает, что мозг вырабатывает психику подобно тому, как костный мозг вырабатывает клетки крови. Не значит это и того, что психика тождественна рефлекторным и иным нейропсихологическим процессам (см. Психика, Психофизический). С другой стороны, психика является отражением реально существующей действительности, включая и внутренний мир самого человека. Главное здесь состоит, повидимому в том, что вне человеческого сообщества нигде в доступной естественным наукам части Вселенной никаких следов психики пока что не обнаружено (заметим, кстати, что естественные науки имеющимися у них ныне методами исследования не сумели бы обнаружить существование психики даже здесь, на Земле). Иными словами, психику в конкретном плане можно представить как социальную программу переработки информации о действительности, в которую человек погружён как некая её часть. Но и это ещё не всё. Человек, поскольку он способен к творчеству, обладает уникальной, выделяющей его в ряду других живых существ способностью к самопрограммированию, к саморазвитию, он вовсе не является роботом или компьютером, механически реализующим некие социальные программы. Он не просто воспроизводит накопленный человечеством опыт, он развивает его далее, придумывает или делает что-то неизвестное ранее и в целом создаёт принципиально новую, как бы надприродную действительность, цивилизацию, так как обладает всё ещё непостижимой способностью программировать свой мозг для решения всё более сложных проблем природы и общества. Психическое расстройство, таким образом – это прежде всего вызванное разными факторами (биологическими, социальными, духовными) нарушение процессов нарушения программирования человеком своего мозга или разрушения усвоенных ранее социальных программ в силу повреждения мозга. И, как показывает психопатология, тут существует 2 основных класса расстройств. Один связан с руинирование, разрушением информационных программ в направлении от наиболее сложных ко всё более упрощённым и элементарным, другой – с появлением качественно иных программ, реализация которых влечёт продуктивную симптоматику действительности. Неизбежным следствием и того, и другого является искажение в том или ином отношении отражения действительности, материальной, социальной и идеальной, заключённой в самом человеке. И это также действительность, которой в природе изначально не существует, причём действительность, из всех имеющихся едва ли не наиболее угрожающая самому существованию человека.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|