|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.
МУЛЬТИВИДУУМ(multividual, сочетание лат. "multum", "много", и лат. "individuum", индивид) - множественный индивид, разнообразные "я" которого могут иметь самостоятельные телесные воплощения, сохраняя при этом общее самосознание.
Современная цивилизация онтологически бедна: подавляющее большинство объектов и субъектов имеют только одну форму существования. Например, разум существует лишь в форме биологического вида homo sapiens и только начинает осваивать альтернативную форму (компьютерно-электронную). Каждый человек существует внутри биоформы, предзаданной ему природой, и не может ее менять по своей воле - за исключением редких случаев перемены пола. Дальнейшее развитие цивилизации ведет от универсума к мультиверсуму (см.), включая умножение альтернативных способов существования каждого индивида как мультивидуума, способного выбирать для себя разнообразные формы воплощения. Подобно тому как одна и та же информация может передаваться в виде записи от руки, печатного текста, устной речи, двоичного цифрового кода, аналоговой проекции и светового луча, так любой индивид, любой вид существования сможет "пресуществляться", менять свою форму, "клонироваться", создавать множественные варианты себя. Все формы существования станут более пластичными, множимыми, включая полиморфность человеческого тела.
Еще в 1970-е гг. психологи отметили появление "протеического" типа личности, сочетающей в себе свойства разных индивидов (см. Протеизм). Это не шизофренически расколотая, а богатая, многоролевая, "многосамостная" личность, "мультивидуум", которому тесно в рамках одного "я". Собственно, эта множимость "я" всегда наблюдалась в актах вдохновения, художественного творчества, когда личность условно, на сцене или в романе, перевоплощалась в других. Но если человеческой личности тесно в рамках одного тела, можно предположить, что с развитием компьютерных, генетических, квантовых технологий эти множественные "я" обретут не только образно-символические воплощения, но и самостоятельные тела, которые будут невидимыми душевными нитями связаны между собой - будут обладать физически той "неслиянностью и нераздельностью", какой сейчас они обладают психически. Как биовид воплощается во множестве особей, так и индивид станет своего рода "психовидом", на основе которого посредством клонирования или других биотехнологий будут создаваться разнообразные организмы, обладающие сложным единством внутренней жизни, сознанием своего общего "я". Мультивидуум сможет выступать в разных материальных обличиях и социально- профессиональных ролях - и одновременно осознавать единство своей судьбы и моральной ответственности, и все его воплощения будут соведовать друг другу в единой совести. Творчески сильная, вдохновенная личность сможет населять целые миры своими бесконечно множимыми "я" . Тогда все искусство прошедшего и настоящего будет осмыслено как условно-знаковое предварение многомерного бытия мультивидуума. ----------------------------------------------
Robert Jay Lifton. Boundaries: Psychological Man in Revolution. NY: Vintage, 1970.
М. Эпштейн. Debut de siecle, или От Пост- к Прото-. Манифест нового века. Знамя, #5, 2001, 180-198.
Михаил Эпштейн
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|