МЕТАБОЛА

(metabole, от греч. metabole, пере-брос, поворот, переход, перемещение, изменение) - тип художественного образа, раскрывающий взаимопричастность, взаимопревращаемость явлений; одна из разновидностей тропа, наряду с метафорой и метонимией. Метабола как прием характерна для современного художественного течения метареализма (см.). О. Мандельштам называл такой прием "гераклитовой метафорой..., подчеркивающей текучесть явления", и находил его в основе поэтики Данте. "...Попробуйте указать, где здесь второй, где первый член сравнения, что с чем сравнивается, где здесь главное и где второстепенное, его поясняющее" [1]

В химии и биологии метаболизмом называют обмен веществ, в архитектуре - использование динамических градостроительных моделей с заменяемыми элементами (рплавающий городс и т.п. ). В области эстетики, поэтики, риторики, стилистики метаболой целесообразно назвать такой тип тропа, который раскрывает сам процесс переноса значений, его промежуточные звенья, то скрытое основание, на котором происходит сближение и уподобление предметов. Отличие метаболы от метафоры, показывает определение последней в "Общей риторике":

"Мы можем описать метафорический процесс следующим образом:

И > (П) > Р ,

где И - исходное слово, Р - результирующее слово, а переход от первого ко второму осуществляется через промежуточное понятие П, которое

н и к о г д а в д и с к у р с е н е п р и с у т с т в у е т. . . (выделено мною - М.Э.)" [2]

Метабола - это именно выведение в дискурс промежуточного понятия П, которое становится центральным, объединяет удаленные предметные области и создает непрерывный переход между ними. Формула метаболы: И <> П <> Р , где Исходное и Результирующее взаимобращаются через выведенное в текст Промежуточное.

Море, что зажато в клювах птиц , - дождь

Небо, помещённое в звезду, - ночь.

Дерева невыполнимый жест - вихрь.

Иван Жданов

Море не похоже на дождь, а небо - на ночь, здесь одно не служит отсылкой к другому, - но одно становится другим, составляя части расширяющейся реальности. Небо и ночь вводятся между собой не в метафорическое, а в метаболическое отношение - через явленное в дискурсе П, "звезду", которая равно принадлежит обеим сближаемым областям: неба и ночи.

Пример метафоры: Как золотят купола

в строительных лёгких лесах -

оранжевая гора

стоит в пустынных лесах

А. Вознесенский. Осень в Дилижане

Пример метаболы: В густых металлургических лесах,

где шёл процесс созданья хлорофилла,

сорвался лист. Уж осень наступила

в густых металлургических лесах.

А. Ерёменко

Метафора чётко делит мир на сравниваемое и сравнивающее, на отображаемую действительность и способ отображения: осенний лес в Дилижане похож на строительные леса вокруг церкви. Метабола - это целостный образ, не делимый надвое, но открывающий в себе несколько измерений. Природа и завод превращаются друг в друга через лесообразные постройки, которые растут по собственным непостижимым законам - техника имеет свою органику: и вместе они составляют одну реальность, в которой узнаваемо и жутко переплетаются металлургические и древесные черты. На место переноса по сходству становится сопричастность разных миров, равноправных в своей подлинности.

Крайние члены метаболы - таковы в приведенных примерах "дождь" и "море", "небо" и "ночь", дерево" и "вихрь", "завод" и "лес" - называются метаболитами. Между ними не перенесение смысла по сходству или смежности, не процесс превращения во времени, а вневременная причастность через посредствующие звенья, которые можно назвать медиаторами: клювы птиц, разбрызгивающие море по каплям и делающие его дождем; звезда, которая сгущает тьму вокруг света и сквозь небо являет ночь; жест, каким дерево рвется за собственный предел и становится вихрем; строительные леса. Прообраз метаболы в мифологическом искусстве древности - метаморфоза. Метабола - это новая стадия объединения разнородных явлений, своеобразный троп-синтез, воспроизводящий некоторые особенности тропа-синкрезы, т.е. метаморфозы, но возникающий уже на основе ее расчленения в классических художественных формах переноса: метафоры и метонимии.

Метаболу можно рассматривать и как взаимоналожение двух или нескольких метонимий, двойную синекдоху. Синекдоха - образ в котором целое выявляется через свою часть, большее - через меньшее, например, "все флаги в гости будут к нам", где "флаг" - синекдоха страны, государства. Метабола в этом случае - построение двух синекдох с одним общим элементом, так что два разных целых приравниваются или превращаются друг в друга благодаря общей части. Звезда - часть неба, и звезда - часть ночи, отсюда "небо, помещённое в звезду, - ночь".

Если на мифо-синкретической стадии явления превращаются друг в друга (полностью отождествляются), а на стадии художественной дифференциации уподобляются друг другу чисто условно, "как бы", то на стадии синтетической они обнаруживают сопричастность,т.е. превратимость при сохранении раздельности, интеграцию на основе дифференциации. Явления разделяются медиатором - и одновременно соединяются им. Метаболиты не превращаются друг в друга (как в метаморфозе - юноша и цветок, "Нарцисс"), не уподобляются друг другу (как в метафоре, например, "березовый ситец", где между березой и ситцем нет реальной связи или посредника, только зрительное сходство черно-белых узоров). Метаболиты ("небо" и "ночь") частью совпадают (в медиаторе - "звезде"), частью остаются раздельными, т.е. приобщаются друг к другу при сохранении самостоятельной сущности.

Mетаболa сходна с тем, что Делёз и Гваттари понимают под рризомойс, особой раморфной формойс, в которой все направления обратимы. Ризома (корневище, грибница) так относится к модели дерева, как метабола относится к метафоре. рВ отличие от деревьев или их корней, ризома связывает любую точку с любой другой... В отличие от структуры, которая задается рядом точек и позиций, с бинарными отношениями между точками и однозначными отношениями между позициями (ср. с метафорой, где значимо противопоставление сравниваемого и сравнивающего, буквального и переносного значений - М. Э.), ризома состоит только из линий: линий сегментарности и стратификации и линий полета или перехода (детерриториализации) как максимального измерения, за которым множественность претерпевает метаморфозу, меняет свою природу... Ризома - это нецентрированная, неиерархическая, необозначающая система..., определяемая только циркуляцией состояний...с [3] Используя эту терминологию, можно определить метаболу как троп-ризому, составляющие которой не подчиняются древообразной иерархии буквального, переносного и символического значений, но представлет собой свободную циркуляцию и взаимообратимость этих значений.

----------------------------------------------------------------

[1] О. Мандельштам. Разговор о Данте, гл. 5. Соб. соч. в 3 тт., Нью-Йорк, 1971, т. 2, сс. 386, 387.

[2]Ж. Дюбуа, Ф. Эделин и др. Общая риторика. М. , рПрогрессс, 1986, с. 56.

[3] Gilles Deleuze and Felix Guattari. A Thousand Plateaus. Capitalism and Schizophrenia, trans. by Brian Massumi. Minneapolis, London: University of Minnesota Press, 1987, p. 21.

------------------------------------------------------------------

М. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М.,

Советский писатель, 1988.

М. Эпштейн. Постмодерн в России: литература и теория. Москва, ЛИА Р.Элинина, 2000.

Михаил Эпштейн

Просмотров: 1732
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • «Воробьиная ночь»
  • «ДРУГ ДЕТЕЙ»
  • АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ
  • Анализ через синтез
  • ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ
  • ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • Вальпургиева ночь
  • Воробьиная ночь
  • Говорить наперебой (вперебивку, перебивая друг друга)
  • ДРУГ
  • ДРУГ ДЕТЕЙ
  • День и ночь
  • Друг
  • Живое общение через двух переводчиков
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • НЕБО
  • НЕБО
  • НЕБО
  • НОЧЬ
  • НОЧЬ БРАМЫ
  • Небо
  • Ночь
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или Определение через род и видовое отличие
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение через художественный текст
  • ПЕРВАЯ БРАЧНАЯ НОЧЬ
  • Платон мне друг, но истина дороже
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Тян («небо»)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь