ЦЕСАР

(неологизм, образованный от начальных букв трех слов слов русского языка: "цель", "средство" и "результат") – минимальный сюжетный цикл, или минимально полная сюжетная система. Является главным понятием в цесарной концепциии теории сюжета [1], объясняющей ряд сюжетных закономерностей и явлений.

В соответствии с цесарной концепцией теории сюжета [1], любой литературный сюжет состоит как минимум из одного завершенного минимального цикла, включающего в себя три элемента: цель субъекта, средство её достижения и полученный результат. Таким образом, цесар – это элементарная структурная единица сюжета, из которых, как из клеток, состоят реальные сюжеты.

Такой подход коренным образом отличается от структурологических построений второй половины 20 века; более того он возник как результат их исторического отрицания. Появление этой теории и, соответственно, понятия цесар следует рассматривать как итог «стыковки» и осмысления четырех составляющих:

1) собственно анализа литературных сюжетов; 2) структуры волшебных сказок по В.Проппу [2]; 3) теории решения изобретательских задач Г.Альтшуллера

[3, 4]; философии поступка Л.Тульчинского [5].

Понятие цесар тесно связано с понятием ФУНКЦИЯ ЦЕСАРА (см.), или цесарная функция, которая находится исходно в основе цели субъекта – героя сюжета в идеальном, т.е. образном состоянии. В процессе применения цесарного средства происходит переход функции в реальное состояние – в результат цели – в один или несколько из трех возможных вариантов: а) функция реализовалась; б) функция не реализовалась; в) появилась новая функция, не состоящая исходно в основе цели. Таким образом, вследствие перехода функции из идеального состояния в реальное происходит процесс ее саморазвития. Отсюда следует, что цесар есть система саморазвивающая. Двигателем этого цикла является воля как психическая энергия субъекта [5], являющаяяся в то же время его сверхфункцией.

Особенностью саморазвивающихся систем, наподобие биологической или технической, являются S-образные циклы («линии жизни») основных жизненных показателей – главных функций (например, для технической системы – скорость, мощность, производительность и т.д. [4]). Огрубленно эти циклы можно представить в виде нескольких жизненных этапов: «детство», «юность», «зрелость», «старость», «увядание или смерть». Подобная «линия жизни» имеется и у цесара. Её горизонтальной координатой является реальное время, как у технической системы, но вертикальная имеет иной смысл. Это не числовое значение функции, а её «проекция» на психику человека (героя произведения и читателя, следящего за ним) – психологическая значимость, состоящая из двух компонентов: значимости цели и значимости средства. «Приращение» этих значимостей неодинаково. Поскольку на этапе применения средства идет процесс реализации функции, то «приращение» значимости средства, как правило, больше «приращения» значимости цели, по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Такое различие значимостей обеспечивает характерный изгиб вверх цесарной «линии жизни», как это показано на схеме.

Полный цикл развития цесара состоит из пяти характерных эапов. На этапе I формируется или объявляется исходная, главная цель героя, значимость которой минимальна. На этапе II из нее выделяется «цель средства». Здесь средство уже известно герою, но еще не применено, поэтому рост значимости этого этапа интенсивнее, чем на предыдущем, но меньше, чем на этапе III («средство главной цели» (СГЦ) как часть «реального средства»), где ощущается наиболее бурный рост значимости На этапе IY рост значимости замедляется, т.к. вступают в действие «средство внешней среды» (СВС) – вторая часть «реального средства», обычно (но не всегда и не обязательно) «затормаживающая» применение СГЦ. (Возможен вариант реализации цели посредством СВС при отсутствии СГЦ, но общий характер кривой при этом не меняется.) Заканчивается цикл этапом Y (результатом цели) с двумя основными возможностями: а) цель реализовалась; б) цель не реализовалась. Третья возможность – образование новой функции, не состоявшей ранее в основе цели, рассматривается как дополнительная, соответствующая новому циклу. С наступлением результата цели процесс роста значимости прекращается. Не обязательно, чтобы все этапы развития цесара присутствовали непосредственно в тексте сюжета. Реальное их число нередко уменьшается до трех или даже двух.

Поскольку сюжетный текст «проходит» через читателя, то весь процесс изменения значимости цесарной функций при переходе ее от идеального состояния к реальному представляет собой один из аспектов читательского восприятия (ощущения) сюжетного текста. А цесарная форма организации сюжета является одним из путей художественного воздействия на читателя вне его осознанного мышления.

Анализ этапов «линии жизни» показывает, что традиционная литературоведческая концепция о пяти характерных этапах сюжета соответствует в общих чертах понятию «линии жизни» одного единственного цесара. Что же касается полного сюжета с совокупностью цесаров, то здесь действуют иные законы.

Первым из них, «генеральной линией» развития сюжетов, является порядок повышения уровня значимости цесаров в сюжетном времени в зависимости от: а) увеличения полноты цесаров – от нецесаров и полуцесаров к полным цесарам;

б) увеличения значимости используемых в них видов цесарных средств.

Второй закон сюжетной структуры провозглашает объединение цесаров в надсистему с образованием надцесарной (сюжетной) линии роста значимости, огибающей «линии жизни» отдельных цесаров.

Третий закон, наоборот, указвает на возможность ухода внутрь, в подсистему с образованием внутренних цесаров на двух возможных этапах надцесара: на этапе главной цели (в виде мотивов), либо на этапе «реального средства».

Четвертый закон объясняет возможность объединения элементов цесаров (внутреннее свертывание). Одно из его проявлений – «диалоговые» цесары». В них вопрос одного персонажа выражает одновременно главную цель (получить информацию) и «цель средства», а ответ другого – наличие «реального средства» и результата цели. Иными словами, этот закон проявляется на «микроуровне» сюжета – в самом стиле сюжетного текста. «Линиям жизни» таких цесаров соответствует в тексте лишь два харктерных этапа.

В то же время, вычленение отдельных законов не более чем исследовательский прием абстрагирования, поэтому совокупность законов сюжетной структуры представляет собой единую систему разных зависимостей между увеличением количества цесаров в сюжете и улучшением их качества. Эта система законов по сути есть общий, единый закон увеличения степени цесарности, проявляю-щийся в возможных направлениях сюжетного творчества автора. Одно из таких направлений – усложнение цесаров, в частности, переход к «цепочным» цесарам с «ПОМОЩНИКом» (см.). Сущность их – в привлечении цесарным средством – «помощником» в свою очередь новых «помощников». Таким путем развивается множество сюжетов. Второй путь усложнения – образование параллельных цеса-ров, когда герой сюжета для реализации своей цели привлекает сразу несколько «помощников». Третий путь усложениня – это применение двойных «помощни-ков», что выражаются в оказании специфической помощи одновременно двум взаимодействующим субъектам (сваха, судья).

Сопоставление составляющих элементов цесара с элементами минимальной технической системы – ВЕПОЛЯ (см), известного из ТРИЗ [3, 4], обнаруживает родство этих минимальных творческих систем на высшем, системном, уровне сравнения. Родство это распространяется не только на указанные системы, но и на ряд закономерностей и явлений сравниваемых теорий [1]). Дальнейшее выявление параллелей, т.е. общности и различий между цесарной теорией сюжета и ТРИЗ должно способствовать развитию методов системно-функционального анализа в философской науке.

Законы сюжетной структуры в совокупности с функциональной сущностью цесаров объясняют многие сложности в осмыслении таких литературоведческих понятий [1] как «композиция», «идея сюжета» и ряд эстетических аспектов произведения, тесно связанных с сюжетом. Это способствует более глубокому осмыслению сущности литературного произведения.

Понимание сущности цесарной структуры сюжета может стать основой для систематического изучения теории и практики литературного творчества. Наиболее оптимистичный прогноз предполагает создание в будущем работоспо-собной методики сюжетного творчества, наподобие методики решения изобретательских задач, существующей в ТРИЗ. В тоже время ряд факторов делает осуществление такого прогноза маловероятным. Среди них – отделение, отрыв сюжета от цельной системы литературного произведения, а также отсутствие в данном подходе эмоцианальной, авторской составляющей творчества. Более реальным и конструктивным представляется участие цесар-ной теории в разработке программ искусственного интеллекта, в педагогике, в развитии детского литературного творчества.

[1] Александр Молдавер. Анатомия сюжета. [Популярное исследование]. Иерусалим, 2002.

[2] Пропп В.Я. Морфология сказки, М.: «Наука», 1969.

[3] Альтшуллер Г.С. Найти идею, Новосибирск: «наука», Сибирское отделение, 1986.

[4] Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, М.: «Советское радио», 1979.

[5] Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка, Л, издательство Ленинградского университета, 1990.

Александр Молдавер

Просмотров: 736
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • ЗНАЧИМОСТИ ПРОВЕРКА
  • ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА, КОРРЕЛЯЦИЯ
  • ЗНАЧИМОСТИ, УРОВЕНЬ
  • КОРРЕЛЯЦИЯ, ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА (R)
  • КОРРЕЛЯЦИЯ. ПИРСОНА. ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА
  • Корреляции значимости результата
  • Критерий практической значимости
  • Критерий теоретической значимости
  • Оценка значимости статистических показателей
  • ПИРСОНА, КОРРЕЛЯЦИЯ ЗНАЧИМОСТИ РЕЗУЛЬТАТА
  • ПРОВЕРКА ЗНАЧИМОСТИ
  • СТРЕМЛЕНИЕ К ЗНАЧИМОСТИ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Сконцентрированность вокруг средств достижения цели
  • Технология достижения цели
  • УБЕЖДЕНИЙ, ЗНАЧИМОСТИ МАТРИЦЫ
  • УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ
  • УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ
  • УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ
  • УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ
  • УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ альфа
  • ФУНКЦИЯ (ЭЛЕМЕНТА, СТРУКТУРЫ, СИСТЕМЫ)
  • Формирование условных рефлексов путем последовательного приближения к конечной цели
  • ЦЕЛИ ДОСТИЖЕНИЕ (ЦЕЛИ РЕАЛИЗАЦИЯ)
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА
  • Цели философии
  • уровень значимости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь