Теология

(theology, греч. — учение о боге), изучение представлений о Боге и его отношении к миру; включает изучение свящ. текстов, философию, сравнительное религиоведение и историю церкви. Каждая религия имеет собственную теологич. систему. Наивысшего расцвета Т. достигла в монотеистических религиях — иудаизме, исламе, и особенно в христианстве. В иудаизме и исламе кодификация религ. законов (Талмуд и шариат) считалась особой дисциплиной и нередко подчиняла себе Т. Обе эти религии подчеркивают неделимое единство Бога и его непознаваемость для человека; поэтому иудейские и мусульм. богословы не уделяли такого внимания проблеме природы Бога, как христ. Напротив, в христианстве взаимодействие исконно иудейских представлений с идеями греко-рим. мира, постоянное стремление определить отношение Иисуса Христа к Богу-отцу и Св. Духу (Троица), соотношение божественной и человеческой природы Иисуса, значение его рождения, крестной смерти и воскресения создали древн. традицию теологич. рассуждения. Осн. догматы христ. вероучения были провозглашены на трех великих соборах — в Никее (325), Константинополе (381) и Халкедоне (451), решения к-рых признаются как вост. православ., так и рим. католич. церквами. За великим разделением церквей в 11 в. последовало создание разл. богословских систем. Вост. церковь в осн. осталась верной раннехрист. представлениям; на Западе же получила развитие схоластика. Возраставшие контакты между иудаизмом, исламом и христианством, перевод трудов греч. философов на лат. и араб. яз. способствовали интеллектуальному расцвету всех трех религий, к-рый нашел выражение в трудах таких великих богословов, как христиане Ансельм Кентерберийский (1033—1109) и св. Фома Аквинский, мусульманин Авиценна и иудей Маймонид. Однако со временем схоластика утратила свое прежнее значение. Гуманизм Возрождения 15 в. бросил теологам вызов, на к-рый ответил Мартин Лютер (1483—1546), став инициатором Реформации, разделения зап. церкви на протест, и рим. католич. Центр, темой его богословских трудов является утверждение, что спасение (оправдание) достигается только верой. Это утверждение он выразил скорее в библейском, чем в филос. духе и не проявлял особого интереса к дискуссиям о природе Бога. Жан Кальвин (1509— 64), ведущий представитель протестантизма после смерти Лютера, развил учение об оправдании верой, подчеркивая значение благодати Божьей для спасения и опираясь на догмат о предопределении. В 18 и 19 вв. христ. Т. резко критиковали Локк, Юм, Декарт, Кант и Гегель, позже к ним присоединились ученые разных направлений: историки, приверженцы теории эволюции Дарвина, психоанализа Фрейда, а также марксисты (марксизм), во мн. способствовавшие распространению секуляризма. Теологи реагировали на критику, или занимая оборонительные позиции фундаментализм), или придавая христ. учению новую направленность (как в либеральной теологии 19 в.), или соединяя его с совр. движениями, напр., с феминизмом или теологией освобождения.

Просмотров: 600
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.




Другие новости по теме:

  •  Кентерберийский Ансельм (1033-1109)
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • »КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ»
  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (ANSELM) (1033-1109)
  • АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (АNSеLM) (1033-1109)
  • АНСЕЛЬМ Кентерберийский (1033— 1109)
  • Ансельм Кентерберийский. Доказательства бытия Бога
  • ВЕЧНОСТЬ (БОГА)
  • Воскресение Иисуса Христа
  • ГОСПОДСТВО (БОГА)
  • ДЕФЕКТОЛОГИЯ (от лат. DEFECTUS - недостаток и греч. LOGOS - слово, учение)
  • Догмат о Церкви
  • Догмат о триединстве Бога или о Троице
  • ЛЮТЕР (LUTHER) МАРТИН (1483-1546)
  • ЛЮТЕР (LUTHER) Мартин (1483-1546)
  • ЛЮТЕР Мартин (1483—1546)
  • ЛЮТЕР, Людер Мартин (1483-1546)
  • Методика «Q-сортировка». Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
  • ОПРАВДАНИЕ ВЕРОЙ
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • Философия человеческой природы
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Церкви Христа
  • ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (греч. EKKLE-SIA - церковь и LOGOS - учение)
  • ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. ESCHATOS -последний, LOGOS — учение)
  • ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. - последний, конечный, учение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь