Причинное зарождение

(dependent origination), иначе — зависимое происх., центр, понятие филос. учения буддизма. Буддисты отвергают понятие богатворца, являющегося началом всех начал. Вместо этого они принимают идею П.з. Будды, объясняющую, каким образом все возникает и прекращает существовать. Согласно этому учению, любой аспект индивидуального существования, или модус бытия, находится в зависимости от др.; в нашем мире нет ничего постоянного, независимого или абс., включая даже личное я. Именно постижение П.з. наряду с нирваной составило основу учения Будды о дхарме. П.з. объясняет возникновение страдания (Четыре благородные истины) как цепь двенадцати причин, или нидан. Цепь может возникнуть в любой точке, но обычно начинается с неведения и ведет через стадии осознания, ощущения, страстного желания и привязанности к своей кульминации в новом воплощении, взрослении и смерти. Процесс перерождения (сансара), обусловленный законом причины и следствия (карма), продолжает цепь этих связей до бесконечности. Чередование циклов образно представляет Колесо жизни. Правильное понимание П.з. позволяет, однако, разорвать бесконечный круг. Избавление от духовного незнания веде! к избавлению от каждой из обусловленных нидан, процесс завершается избавлением от кармы и сансары и просветленным вхождением в нирвану. Причинность (в философии) (causation), предположительно необходимая связь между одним событием (причиной) и др. (следствием). Филос. дискуссии по поводу этого понятия сосредоточены преимущ. на анализе того, чем действительно является причинное отношение, какого рода вещи объединяются подобной связью (объекты, события, состояния или процессы?) и как мы можем знать о том, что одна вещь является причиной др. (что отличает подлинную причинную связь от случайной взаимосвязи?). Вторая группа вопросов связана с тем, является ли П. необходимой связью (может ли причина наличествовать, а следствие — отсутствовать?) и имеют ли причинные связи лишь одну направленность во времени (может ли следствие предшествовать причине? может ли причина совпадать во времени со своим следствием?). Мн. темы совр. дискуссии восходят к Юму, к-рый анализировал П. как упорядоченную последовательность пространственно-временных близких объектов. Юм придерживался скептических взглядов (скептицизм) на способность как разума, так и опыта доставлять знание о причинных связях; по его мнению, представление о П. коренится в психолог, явлении обычая или привычки. Эта позиция позволила Юму сочетать представления о человеке как участнике природных причинных связей с утверждением свободной воли. Теория Юма пробудила Канта от его догматических грез и способствовала оформлению его позиции, согласно к-рой причинные связи привносятся в мир человеческим разумом. Достижения совр. теоретич. физики лишь отчасти объяснили сущность П., хотя, по-видимому, склоняются к не-необходимой, вероятностной интерпретации. Напр., в микрофизике пространственно-временное положение частицы может быть определено лишь в вероятностных терминах (согласно принципу дополнительности нем. физика Вернера Гейзенберга, 1901—76).

Просмотров: 663
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • Братская цепь
  • ВОЗРАСТ, СОГЛАСНО ТЕСТУ
  • ЗАМЫКАНИЕ ВРЕМЕННЫХ СВЯЗЕЙ
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Классификация неврозов согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация психогенных расстройств согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация шизофрении согласно МКБ10
  • Классификация, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ
  • ПРИЧИННАЯ ЦЕПЬ
  • ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС, СЛУЧАЙНАЯ ФУНКЦИЯ ВРЕМЕНИ)
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Причина и Следствие
  • Причина и следствие
  • Причина и следствие
  • РЕАКЦИЙ, ЦЕПЬ
  • РЕФЛЕКТОРНАЯ ЦЕПЬ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СИМПАТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ
  • Скалярная цепь
  • Цепь пищевая
  • ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
  • Четыре благородные истины



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь