|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г.
Монашество(monasticism), религ. сооб-ва или институции, предназначенные для содействия совместной или индивидуальной практике аскетизма. М. играло важную роль в раннем христианстве; основой для его развития послужила аскетическая жизнь людей, к-рые в 3 в., спасаясь от рим. гонений, уходили из средиземноморских р-нов в егип. пустыню, где искали единения с Богом. Монастыри восточной православной церкви до сих пор руководствуются Уставом св. Василия Великого (ок. 330—79 гг.), первым известным христ. монашеским уставом, к-рый предписывает физ. и умственный труд наряду с молитвой и созерцанием. Православ, монастыри, самые известные из к-рых расположены на горе Афон в Греции, являются самоуправляющимися общинами, не входящими ни в какой орден. В римской католической церкви, напротив, существуют многочисл. ордены, члены к-рых часто принимают обеты бедности, молитвы и медитации. Эти сооб-ва имеют как духовные, так и практич. функции, напр., в сферах образования и социального попечения. В-их числе орден бенедиктинцев, основанный на Уставе Бенедикта Нурсийского (ок. 480—543 гг.) и разумно сочетающий молитву, чтение Библии, отдых и физ. труд. Цистерцианский орден следует измененному бенедиктинскому уставу, а цистерцианцы строгого устава (трапписты) представляют собой самый значит, созерцательный орден. Доминиканский орден, основанный св. Домиником в 1220 г., и францисканский, основанный св. Франциском Ассизским в 1209 г., первоначально были орденами нищенствующих монахов, существующих на подаяние, но в наст, время большинство их членов живут в орденских домах. Доминиканцы больше др. уделяют внимание изучению теологии и проповедничеству (иезуиты). М. в англиканских церквах получило развитие в 19 в. в связи с англо-католич. движением, восстановлением ряда древн. орденов и учреждением новых, таких, как Общество воскресения, основанное в 1892 г. Самым известным протест, орденом является экуменическое об-во Тезе во Франции, созданное в 1940 г. Хотя христ. М. в Европе ныне переживает упадок, в развивающихся странах оно распространяется и играет важную роль, способствуя расширению образования и др. социальных программ. В буддизме, особенно в тхеравада-буддизме, монашеский орден, или сангха, насчитывающий св. 250 тыс. членов, играет в об-ве весьма важную роль, несмотря на настороженное к нему отношение пр-в Китая и нек-рых др. стран. Получая пищу и поддержку от простых людей, монахи и (в редких случаях) монахини являют собой пример служения Богу. В исламе ближайшим аналогом М. являются суфизм и суфийские ордены. В индуизме М. — это ашрам, где огромно влияние гуру, или св. человека, и практикуются занятия, подобные йоге. В индуистском представлении о четырех идеальных стадиях жизни (ашрама) две последние стадии, сменяющие стадию главы семейства, посвящены созерцанию и аскетизму. Строгость монашеской жизни джайнизма, подразумевающей даже умерщвление себя голодом, вероятно, не имеет аналогов в совр. мире. В даосизме и дзэн-буддизме также существуют монашеские ордены, придающие особое значение медитации.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|