|
ОДАРЕННОСТЬ– высшая, вершинная акме-форма развития системы общих и специальных способностей, актуализирующих психогенетические предпосылки и психофизиологические возможности организма человека, развитие которых определяется взаимодействием природных и социальных факторов, а также индивидуальных усилий и рефлексивно-творческой активности субъекта в процессе его физиологического и личностного роста и совершенствования в процессе профессиональной деятельности. Научное изучение О. началось с работ Ф. Гальтона «Наследственность таланта». Ее законы и последствия, Г. Жоди «Психология великих людей» и В. Освальда «Великие люди». Возросший в начале ХХ в. интерес к проблеме О., к диагностике, развитию, воспитанию талантливых детей и взрослых не обошел и Россию. П.Ф. Каптерев опубликовал статью под символическим названием «Аристократия ума в школе и жизни», а Я. Зеленкевич – книгу, где он обратил внимание на сходство и различие судеб и своеобразие развития талантливых и отсталых детей по сравнению с обычными учениками. После революции проблемы О. изучали психологи В.М. Экземплярский, Н.В. Петровский и др. В военные годы в фундаментальных работах Б.М. Теплова изучались соотношение способностей и О., специфики музыкального таланта и ума полководца. В современной отечественной психологии различные аспекты О. представлены в концепциях Ю.З. Гильбуха, Н.С. Лейтиса, А.М. Матюшкина, В.Н. Чудновского и В.С. Юркевич. Интенсивно развивающаяся в ХХ в. психология О., разрабатывающая проблемы диагностики и развития творческого потенциала человека, тесно взаимодействует с другими областями психологического знания, в особенности с психологией творческого мышления, исследующей общепсихологические механизмы креативности с возрастной психологией способностей, изучающей их онтогенез, а также с педагогикой творчества и акмеологией, разрабатывающих образовательные программы развития одаренных учащихся. Для этих дисциплин, в последнее время характерно обращение к изучению роли рефлексии в развитии одаренных детей. Так, в психологии творчества показана важная роль рефлексии в регуляции мыслительного процесса решения творческих задач; в возрастной психологии стали исследоваться особенности рефлексивной регуляции в онтогенезе (у дошкольников, школьников и взрослых учащихся); в педагогике творчества и акмеологии разрабатываются образовательные программы, нацеленные на развитие рефлексивных способностей учащихся. В целом, роль рефлексии в развитии О. заключается в обеспечении ее саморегуляции в процессах накопления творческих достижений, осознания творческого опыта и самоосмысления творческого саморазвития. Развитие О. осуществляется в экзистенциально-маргинальных для личности условиях и ускоряется в проблемно-конфликтных для ее интеллекта ситуациях. Именно в конструктивном преодолении экзистенциальной маргинальности и в продуктивном разрешении проблемно-конфликтных ситуаций состоит значение личностной и интеллектуальной рефлексии для творческого развития О. Учет этого необходим при разработке диагностических средств и обучающих программ развития одаренных учащихся, так как соотношение у них различных форм интеллектуальной и личностной рефлексии наиболее значимо для развития творческих способностей, реализуемых в последующей профессиональной деятельности. Оценка роли рефлексии в творческом развитии О. учащихся проводится в рамках рефлексивно-акмеологического подхода к творческой одаренности опирающегося на классическую и современную психологию и педагогику. Экспериментально установлено, что у одаренных младших подростков, творческая активность сопровождается иногда неустойчивыми и кратковременными проявлениями рефлексии. В целом рефлексия у них пока еще недостаточно развита, носит некритический, непроизвольный характер и слабо дифференцирована на формы (интеллектуальная и личностная). Для умственной активности одаренных старших подростков характерна уже достаточно развитая рефлексия в виде способности к обдумыванию, рассуждению, анализу, критичности, сознательности. Эти качества интеллектуальной рефлексии тесно взаимосвязаны в своем развитии с остальными видами рефлексии, прежде всего личностной, которая проявляется в виде самооценки, самоанализа, самоорганизации, саморегуляции, обеспечивающих личностный рост, творческое развитие, самовоспитание одаренных подростков. Свойства интеллектуальной и личностной рефлексии существенно усиливаются у одаренных взрослых учащихся (студентов и профессионалов), которые совершенствуют свои творческие способности и профессиональное мастерство в процессе непрерывного образования и самообразования. У взрослых рефлексивная обусловленность О. проявляется в период профессиональной реализации творческого потенциала в виде совершенствования профессионального мастерства. При этом важное значение имеет как репродуктивный компонент рефлексии в виде осознания стереотипов мышления и экспликации способов осуществления интеллектуальных операций, так и ее продуктивный компонент – в виде осмысления содержаний сознания (путем их замыкания на Я-концепцию) и их эвристического переосмысления (путем размыкания на «образ себя и мира») для инновационного продуцирования новых личностных психотехнологий, обеспечивающих развитие мастерства. У каждого профессионала имеется своя интуитивно складывающаяся программа культивирования рефлексии как предпосылка развития творческих способностей и О., накопление своего эвристического потенциала и его реализации в виде психологий профессионального мастерства. В случае индивидуальной реализации указанной программы имеет место культивирование природных способностей и творческой О., ведущее к ярким, талантливым инновациям, часто имеющим культурное значение. Однако имеются технологические для концентрации творческих возможностей профессионалов в системе непрерывного образования в тех случаях, когда используются интенсивно-игровые методы для культивирования рефлексивной культуры взрослых учащихся. При этом организуется групповая работа, направленная на осознание стереотипов, их разрушение и переосмысление открываемых в результате инновационных поисков содержаний сознания путем специально формируемой смыслотехники с использованием различных видов рефлексии: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, кооперативной, экзистенциальной, культоральной. Лишь во взаимодействии индивидуальных и групповых форм развития рефлексивной культуры мышления осуществляется становление профессионального мастерства на базе раскрытия творческого потенциала О. человека.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|