|
КУЛЬТУРА АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ– личностное новообразование, которое обусловливает становление человека как целостности, продуктивность его самоосуществления и оптимальность индивидуальной траектории достижения акме как ступеней самоосуществления. Самоосуществление это одновременно процесс (движение к своим сущностным, истинным началам) и результат (бытие истины и истина бытия); самоосуществление подразумевает, что активность в процессе движения к сущности исходит от самого человека, то есть осуществить себя может только сам человек; самоосуществление как сформулированный в качестве цели результат задает направление саморазвитию человека в целом. Благодаря достижению акме как кульминации способа самореализации субъекта жизненного пути личностные возможности человека не просто совершенствуются, но умножаются (становятся неисчерпаемыми). В то же время акмеологичность выступает как признак вершинности в реализации, совершенствовании и умножении творческого потенциала человека как субъекта самоосуществления. Эффективность саморазвития как фактора достижения акме и самоосуществления обусловлена формированием и развитием такого личностного новообразования, как К.а. По своей природе К.а. является духовным образованием. По способу реализации своих функций К.а. является психологическим образованием. По способу бытования и направленности акмеологическая культура является нравственным образованием. В целом акмеологическую культуру можно представить как некую результирующую, возникающую при взаимодействии и гармонизации трех видов личностной культуры: духовной, психологической и нравственной. Рассматривая К.а. как один из механизмов создания критериального сервиса всех «надприродных» проявлений человека, можно говорить, что акмеологическая культура как личностное новообразование позволяет раскрыть качества индивида, личности, субъекта и индивидуальности, интеграция которых обусловливает эффективное саморазвитие человека в процессе жизнедеятельности. Развитие К.а. минимизирует конфликт в согласовании модальностей человека как целостности и обеспечивает оптимальность его самореализации. В рамках интегрирующей функции К.а. объединяет в единое системно-структурное образование ценностно-смысловую, мотивационно-целевую и эмоционально-волевую сферы личности, тем самым повышая уровень ее негэнтропии. Осуществляя координирующую функцию, К.а. согласует сущностные силы личности и ее деятельностные проявления во всех сферах личности. Проектировочная функция К.а. предполагает «опережающее отражение» жизненного пути человека, создание «моделей потребного будущего», направленных на достижение акме и самоосуществление. Регулирующая функция К.а. обеспечивает эффективность процесса саморазвития на всех его уровнях (самоактуализация, самосовершенствование, самореализация). У личности, овладевшей К.а. как системой, формируются такие качества, как способность к самотрансценденции, ответственность за самоосуществление, готовность к саморазвитию и самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения потребности в самоосуществлении. Эти личностные качества, обусловленные, с одной стороны, уровнем К.а., с другой, выступающие как детерминанты эффективности в достижении акме и самоосуществлении. Высокий уровень развития К.а. позволяет осмысливать процесс саморазвития как жизненную ценность и познавать, актуализировать, творчески проявлять самость путем создания условий самосовершенствования и самореализации в ходе жизнедеятельности. Развитие К.а. как личностного новообразования приводит к постановке новых задач, открывающих возможности для новых жизненных выборов личности, для новых шагов в саморазвитии и самоосуществлении.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|