|
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ– раздел прикладной акмеологии и составная часть социально-психологического консультирования людей, переживающих трудные жизненные ситуации. Как раздел прикладной акмеологии, К.а. представляет собой систему психотехнических средств воздействия консультанта на субъективные психологические представления клиента, его жизненные установки, ценностные ориентации, самоотношение, самооценку, образ себя, другие компоненты Я-концепции. Психотехническое воздействие в ходе К. а. направленно на клиента, консультативную ситуацию или самого консультанта, как участника консультативного диалога. К.а. предполагает, что консультант отличается от клиента лишь знанием средств (алгоритмов, технологий) психотехнического воздействия и профессиональной ориентированностью на рефлексию консультативного процесса. Отсюда следует концептуальное отграничение К.а. от любых видов психологической помощи, предполагающих систему отношений между клиентом и консультантом по принципу «больной – здоровый». Целью К.а. является оказание психологической помощи клиенту в разрешении его личностных проблем, субъективно воспринимаемых как препятствия на пути к личностно и социально значимым достижениям. В прикладной акмеологии разрабатываются и изучаются психотехнические средства консультативного воздействия. В основе К.а. как раздела прикладной акмеологии лежат социальная психология, психология личности, психология развития, а также психотехнические теории, являющиеся базовыми для большинства видов социально-психологического консультирования: психоаналитические подходы, когнитивные, поведенческие и экзистенциально-гуманистические теории. Как составная часть социально-психологического консультирования К.а. имеет следующие особенности: 1) ориентация консультативного диалога с клиентом в первую очередь на моделирование, конкретизацию образа желаемого будущего, а не только на анализ заявленной клиентом проблемы; 2) прояснение неосознаваемых противоречий в образе желаемого будущего, и, тем самым, создание предпосылки для субъективного восприятия желаемого как возможного; 3) моделирование путей и методов достижения желаемого, включая диалогическое переосмысление субъективных психологических представлений клиента о своих ограничениях, долженствованиях, запретах, и других слагаемых жизненного мира личности, актуальных в связи с открытым образом желаемого будущего. К.а. отличается от других видов социально-психологического консультирования особенностями консультативной ситуации и характеристиками запроса клиента. Здесь клиент не ориентирован на длительную работу с консультантом. Клиент стремится занимать доминирующую позицию, при этом консультант воспринимается им подчас только в качестве инструмента манипулирования теми, кто ассоциируется в сознании клиента с препятствиями на пути к желаемому. Отсюда возникают специфические для К.а. проблемы консультанта, связанные с заботой о сохранности своего авторитета, решением проблемы личной востребованности. Корпоративность и группоцентричность культуры клиента должна быть соотнесена с общечеловеческими ценностями. Чаще всего в качестве заявляемых проблем в ходе К.а. обнаруживаются проблемы лидерства, личной конкуренции, конфликтов в среде ближайшего окружения руководителя, переговорных процессов, управления персоналом, сплоченности и повышения продуктивности управленческой команды, имиджа руководителя и т. п. К.а. предполагает не только индивидуальное (диалог), но и групповое взаимодействие консультанта с управленческой командой (полилог), строящееся на методиках нормализации мнения меньшинства, «мозгового штурма», синектики и др.
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|