|
ЖИНКИННиколай Иванович (1883— 1979) — российский психолог, специалист в области психолингвистики, психологии мышления и речи. Д-р психологических наук (1959), профессор (1963). Образование получил в Московском ун-те, окончив с золотой медалью историко-филологический фак-т (1916). Работал в Институте психологии (с 1914), в Государственной Академии художественных наук (ГАХН) с 1923. В 1947 г. в Институте психологии защитил канд. дис. на тему Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии . С середины 50-х г. — с.н.с. лаборатории мышления и речи Института психологии АПН СССР. В 1959 г. защитил докт. дис. на тему Механизмы речи, в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. В 1960 г. Ж. — председатель психологической секции Совета по кибернетике АН СССР, в 1962 — член Союза кинематографистов. С 1963 г. — профессор филологического фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова, одновременно преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза. Научные интересы Ж. были обширны и многообразны. Кроме исследования психологии языка, речи и мышления, изучал речевые коммуникации, семантику речи, программированное обучение. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. В своем фундаментальном труде Механизмы речи (М., 1958), получившем высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом, Ж. одним из первых не только поставил, но и реализовал задачу исследования текста как целого, как самостоятельной единицы психологического и лингвистического анализа. Им был выдвинут ряд фундаментальных идей, сыграв-щих существенную роль в становлении отечественной психолингвистики. Сюда прежде всего относится положение о том, что все речевые процессы необходимо рассматривать не сами по себе, а в коммуникативном акте с учетом условий, целей и задач речевой коммуникации. Обращаясь к лингвистике, Ж. призывал не отрывать изучение языка и речи от человека. Особое место в работах Ж. занимала проблема декодирования человеком речевого сообщения в процессе его восприятия, понимания и порождения. Наиболее известной в этом отношении является работа О кодовых переходах во внутренней речи, где решался вопрос о том, ...реализуется ли мышление только в речедвигательном коде или существует другой код, не связанный непосредственно с формами натурального языка. Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу Ж. о возможности невербального мышления, когда происходит переход на особый код внутренней речи, названный автором предметно-схемным кодом. Своего рода итогом его научной деятельности была монография Речь как проводник информации, посвященная широкому кругу проблем, связанных с исследованием взаимодействия между тремя кодами, сложившимися под влиянием потребности коммуникации в единую саморегулирующуюся систему — язык, речь, интеллект, а также центральным звеном этого взаимодействия — внутренней речью. Ведущим понятием данной работы является Универсальный предметный код (УПК), являющийся посредником не только между языком и интеллектом, между устной и письменной речью, но и меж-ДУ национальными языками. Другим важным понятием в данной работе выступает понятие об интеграции, толкуемой как Универсальный процесс, имеющий место при восприятии и порождении речевых произведений любого уровня. И.М. Кондаков, А.И. Новиков
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|