ЮНГ

(Jung) Карл Густав (1875-1961) -швейцарский психолог, психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров международного психоаналитического движения. Создатель аналитической психологии. Образование получил в Ба-зельском ун-те, окончив медицинский фак-т (лиценциат медицины, 1900; д-р медицины, 1902). Был избран поч. д-ром ун-та Кларка (1909), Фордхэмского (1920) и Калькуттского (1938) ун-тов; поч. д-ром наук Гарвардского (1936), Оксфордского (1938) и др. ун-тов. Профессор медицинской психологии ун-тов в Цюрихе (1933— 1941) и Базеле (1944—1961). Лауреат литературной премии г. Цюриха (1932). Был избран почетным представителем Германского медицинского общества психотерапии (1930) и Президентом Международного медицинского общества психотерапии (1933). В 1948 г. в Цюрихе был открыт Институт Юнга. С 1955 г. издается Журнал аналитической психологии. С 1958 г. действует Международная ассоциация аналитической психологии. Почетный гражданин г. Кюснахта (1960). После окончания Базельского ун-та, где специализировался по внутренним болезням и психиатрии Ю. работал в психиатрической клинике Бургхельцли (Цюрих ) под руководством проф. Э. Блейера (1900-1905). С 1905 по 1909 гг. был гл. врачом этой клиники. Разработал технику свободных ассоциаций, превратив ее в один их основных методов психиатрического исследования. В 1902 защитил дис. К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов. В 1902— 1907 гг. стажировался по психологии под руководством П. Жане (Париж). В 1904 г. организовал в клинике экспериментальную лабораторию, в которой разрабатывались методы психиатрической диагностики. В 1903—1904 гг. совместно с коллегами (Э. Блейлером, К. А. Абрахамом, М. Эйтингоном и др.) заинтересовался психоанализом 3. Фрейда. Начал практиковать психоаналитическую терапию. Первой психоаналитической пациенткой Ю. была С. Н. Шпильрейн, впоследствии ставшая видным психоаналитиком. В 1905—1913 гг. Ю. — приват-доцент медицинского факультета Цюрихского ун-та. В 1906 г. перешел на позиции психоанализа. В 1907 г. познакомился с 3. Фрейдом и основал общество 3. Фрейда в Цюрихе. В 1908 г. участвовал в работе 1-го Международного психоаналитического конгресса в Зальцбурге. С 1909 г. в течение пятилет был редактором Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований, издававшегося Э. Блейлером и 3. Фрейдом. В 1909 по приглашению С. Холла совместно с 3. Фрейдом и др. посетил США, где читал психоаналитически ориентированные лекции по ассоциативной диагностике и конфликтам детской души в ун-те Кларка (Вустер, близ Бостона). Вместе с 3. Фрейдом был удостоен почетного титула доктора обоих прав. В 1911 г. по предложению 3. Фрейда был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации (МПА) и оставался на этом посту до 1914 г. Активно разрабатывал собственные версии исследуемых проблем. Еще в начале века создал метод ассоциаций. От испытуемого требовалась быстрая реакция на предъявляемое слово любым другим словом; заторможенность реакции, непонимание слова-раздражителя или его механическое повторение расценивалось как индикатор комплекса, т.е. свидетельство о наличии эмоционально окрашенных представлений. Ассоциативный метод был доведен им до уровня фундаментального метода психологического исследования. В 1906—1910 гг. разработал основы учения о комплексах, в т. ч. и комплексе Электры. Эти идеи использовались и развивались в учениях 3. Фрейда, А. Адлера и др. В 1911 г. проявились серьезные теоретические разногласия с 3. Фрейдом, особо обострившиеся после выхода книги Метаморфозы и символы либидо (1912), в которой Ю. отверг сексуальную интерпретацию либидо 3. Фрейдом, предложил понимание либидо как психической энергии вообще, выдвинул концепцию коллективного бессознательного и архетипов. В 1913 г. порвал с 3. Фрейдом и интенсифицировал разработку собственных психологических воззрений, которые составили основу созданной им аналитической психологии — одного из наиболее представительных течений глубинной психологии. В работе Структуры бессознательного (1916) развил представление о существовании в психике человека, наряду с индивидуальным бессознательным, более глубокого слоя коллективного бессознательного, содержание которого составляют общечеловеческие первообразы — архетипы (образ матери-земли, мудрого старца, героя и др.), среди которых центральная роль принадлежит архетипу самости (das Selbst) — потенциальному ядру личности. Считал, что архетипы лежат в основе мифологии, символики сновидений, художественного творчества и т.д. В 1921 г. в книге Психологические типы изложил разработанную им типологию характеров, основанную на критерии направленности субъекта на внешний или внутренний мир (экстравертивной или интровертивной установке) и доминировании определенной психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции). Исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, фольклор, религии, алхимию, психические расстройства, культуру и др. Стремился подкрепить свои теоретические изыскания эмпирическими исследованиями. В этих целях совершил ряд путешествий и экспедиций, в т.ч. в 1924—1925 гг. к индейцам Пуэбло в Аризону и Нью-Мехи-ко (США) и в 1925-1926 гг. к Элтонам (Восточная Африка) и др. Значительное внимание уделял разработке концепции личности, в т.ч. вопросам ее становления, структуры и самореализации, понимание которых частично изложил в работах Отношение между Я и бессознательным (1928), Об энергетике души (1928), Проблемы души нашего времени (1931) и др. Активно занимался психотерапевтической практикой. В качестве основной задачи психотерапии выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Опубликовал ряд книг по различным проблемам психологии: Психология и религия (1940), О психологии бессознательного (1943), Психология и алхимия (1944), Психология и воспитание (1946) и др. В качестве основного содержания психической жизни человека принимал процесс индивидуации — стремление личности к полному воплощению своих возможностей. Считал, что его аналитическая психология может быть понята как учение, психотерапия и своеобразный путь освобождения людей. Оказал влияние на становление и развитие психоанализа и др. направлений глубинной психологии, психологию, социологию, философию, эстетику и культурологию. Основные труды Ю.: Gesammelte Werke. Bd. 1-17. Z., 1958—1976; Memories, dreams, reflections , N. Y., 1961; Man and his simbols, N. Y., 1964 и др. В рус. пер.: Психоз и его содержание, СПб., 1909; Психологические типы, М., 1924; Избранные труды по аналитической психологии, т. 1-4., 1929—1939; Архетип и символ, М., 1991; Феномен духа в искусстве и науке, М., 1992; О психологии восточных религий и философий, М., 1994; Аналитическая психология: Прошлое и настоящее, М., 1995; Психология переноса, М., 1997; Психология бессознательного, М., 1998; Работы по психиатрии. Психоанализ ум-ственнвх расстройств, М., 2000; и др. В. И. Овчарвнко

Просмотров: 779
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Американская ассоциация гуманистической психологии
  • биографические методы (в психологии)
  • влияние (в психологии)
  • Возникновение психологии как науки
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Задачи психологии труда
  • заражение (в психологии)
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • История психологии
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • Компетентность в психологии
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • Психотерапия, основанная на глубинной психологии
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике
  • Степень доктора психологии
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь