ЭББИНГАУЗ

(Ebbinghaus) Герман (1850— 1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной и экспериментальной психологии. Создатель первой профессиональной организации немецких психологов (Немецкое общество экспериментальной психологии) и Журнала психологии и физиологии органов чувств (совм. с А. Кенигом, 1890), который объединил психологов, не принадлежащих к школе В. Вундта. Журнал поддержали известные физиологи (Г. Гельмгольц, Э. Геринг и др.) и психологи (Т. Липпс, Г. Мюллер, К. Штумпф и др.). Образование Э. получил, обучаясь в ун-тах Галле и Берлина (1867—1870), сначала по специальностям — история и филология, затем — философия. Защитил в Бонне докт. дис. (1873), написанную под влиянием Эдуарда фон Гартмана. После получения стипендии провел семь лет в различных ун-тах Англии и Франции. В конце этого периода сильное впечатление на него произвела книга Г. Фехнера Элементы психофизики , где предлагались объективные методы измерения субъективных ощущений. В конце 1870-х гг. участвовал во франко-прусской войне. Вернувшись в Берлин (1880), получил должность доцента, затем профессора Берлинского ун-та (1886—1994). Преподавал в ун-тах Бреслау (1894—1909) и Галля (1905), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии. Э. принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом — интроспекция, контролируемая с помощью физиологических приборов. Э., опираясь на идеи Г. Фехнера, применил вместо субъективного объективный метод, соединенный с количественным анализом данных. Главным объектом его исследований стала память, которая в то время считалась неподвластной эксперименту. В трактовке памяти господствовала ассоциативная доктрина, согласно которой элементы сознания сочетаются благодаря смежности, сходству, контрасту. Хотя Э. и считал ассоциации основой психической жизни, он отошел от традиционного взгляда на них и задался целью применить методы психофизики к процессам памяти. В качестве материала (исходных элементов) ассоциаций Э. изобрел бессмысленные слоги (каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними, например бов, гис, лоч и т.п.). По оценке Э. Титченера это стало самым выдающимся изобретением в этой области психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка проистекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти в чистом виде, безотносительно к смысловым связям, неотвратимо наполняющим речевые реакции человека и потому затрудняющим анализ памяти как таковой, независимо от мышления. Составив список подобных слогов (около 2300), Э. экспериментировал с ним на протяжении 5 лет. Не имея лаборатории и испытуемых, ставил опыты на самом себе, применив объективный метод в эпоху, когда по отношению к другим единственно законным в психологии признавался субъективный метод. Основные итоги этого исследования Э. изложил в книге О памяти (1885). Показал влиние на запоминание количества материала, выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее количество его повторений, чем количество присоединенных к нему слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания. Специальному изучению подверглось влияние так называемого сверх-за-учивания. После того, как серия слогов воспроизводилась безошибочно, Э. продолжал ее заучивать. Разработанный им метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести. Когда известное количество слогов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до полного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления полного знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании. Данные, полученные методом сохранения, сопоставлялись с различным числом повторений при сверхзаучивании, то есть определялось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал (до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он сверхзаучивался. Особую популярность приобрела вычерченная Э. кривая забывания. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания, значительно меньше в ближайшие минуты и еще меньше — в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Э. выучил текст Дон-Жуана Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее. Что же касается кривой забывания, то она в обоих случаях имела общую форму, хотя в первом случае (при осмысленном материале) падение кривой шло медленнее. Э. подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например, сравнительную эффективность сплошного и распределенного заучивания, прочность запоминания различных слогов в общей ассоциативной цепи и Др.). Хотя Э. и не разработал специальной психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии, доказав наделе преимущества независимого от интроспекции изучения психических процессов. Его методики изменили характер деятельности экспериментатора, который ориентировался не на показания самонаблюдения, а на реальные действия испытуемого, результаты которых подвергались статической обработке с целью открытия закономерностей, которым подчинены при всей их вариативности психические явления. Э. разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданные школой В. Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к элементарным процессам (ощущениям, восприятиям), вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. Э. доказал высокую эффективность экспериментального метода применительно к процессам, которые считались для него недоступными. Был открыт путь экспериментальному изучению, вслед за простейшими элементами сознания, сложных форм поведения — навыков. Кривая забывания приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и др. Э. доказал также ошибочность прежнего ассоци-анизма, который умозрительно решил вопрос о характере связей между психическими явлениями. Ассоциации, избранные Э. в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколь и моторными. Они охватывали самый общий аспект приобретения организмом новых сочетаний сенсомоторных реакций в результате специально организованного упражнения. Э. принадлежит также ряд других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом (1897). Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Э. разработал также теорию цветного зрения. (1893). Ему принадлежит небольшой, блестяще написанный Очерк психологии (1908), а также фундаментальные двухтомные Основы психологии (1902—1911). Труды Э. существенно изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных (в частности, статистических) методик. Основные труды Э.: Ubedas Gedachtnis, Leipzig, 1885; Grundziige der Psychologie, 2 vol, Leipzig, 1902—1911. В рус. пер.: Основы психологии , т. 1-2, СПб, 1911-1912; Очерк психологии, СПб, 1911; Смена душевных образований / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти, М., МГУ, 1979 Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский.

Просмотров: 1313
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • «ХРЕСТОМАТИЯ ПО ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • История психологии
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы психологии
  • Национальный колледж профессиональной психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Социализация (в психологии развития)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • Школы профессиональной психологии
  • биографические методы (в психологии)
  • влияние (в психологии)
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь