ВЕРТГЕЙМЕР

(Wertheimer) Макс (1880—1943) — немецко-американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, военной и юридической психологии, философии и теории психологии. Основатель гештальтпеихоло-гии. Образование получил в разных ун-тах: в Кардовском ун-те (Прага) изучал юриспруденцию и философию, затем стал изучать психологию, посещая лекции X. Эрен-фельса; вместе с К. Штумпфом занимался музыкой, философией и психологией в Берлинском ун-те. В 1904 г. в Вюрцбур-гском ун-те под руководством О. Кюль-пе защитил докт. дис. по психологии. Профессиональную деятельность начал в Берлинском психологическом институте (1916-1929). С 1929 по 1933 -профессор Франкфуртского ун-та. Работал также в ун-тах Праги, Вены, Берлина. В 1921 г. вместе с К. Коффкой и В.Келером основал журнал Psychologische Forschung. Награжден почетным знаком Вильгельма Вундта. В 1934 г. эмигрировал в США, где работал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (профессор, 1934—1943), преподавал и писал о социальных ценностях, истине и этике геш-тальта. Основным вкладом В. стала демонстрация фи-(рЫ)-феномена — оптической иллюзии движения двух неподвижных источников света (1912). В этом своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (считающимся началом гештальтпсихологии как направления), В. подверг экспериментальной и теоретической критике теории восприятия, базировавшиеся на принципе элементаризма. Для объяснения феномена кажущегося движения и других явлений целостности восприятия он использовал принцип изоморфизма физиологического и психического, поскольку, по его мнению, кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое короткое замыкание . Фи-феномен в гештальтпсихологии впоследствии служил доказательством того, что переживание (в данном случае восприятие движения) не является простой суммой факторов и потому для понимания мыслей и действий человека нельзя изучать их вне целостности как отдельные элементы. В. объединил свои взгляды в законе точности, который включал в себя такие явления, как близость, сходство, замыкание и симметрия. Он полагал, что эти явления воспринимаются в основном потому, что сознание навязывает ощущениям определенные организационные принципы. С 1920-х гг. В. стал заниматься проблемами творческого мышления. Анализируя не столько результаты мышления в виде целостных гештальтов, сколько процессуальную сторону мышления, его стадии, пользовался (как и его младший коллега К. Дункер) не феноменологическим самонаблюдением (как ранее в работах по восприятию), а методом рассуждения вслух в диалоге с экспериментатором. Это означало выход исследования не только за рамки гештальтпсихологии, но и за рамки классического понимания объективного исследования в психологии. Многие введенные при этом В. понятия аналогичны таковым в деятельностном подходе к анализу мышления в школе А.Н. Леонтьева, например, переносу, операциональному значению и др. При этом из работ В. исчезают различные физиологические аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей. Хотя исследования В. в этой области, опубликованные по большей части после его смерти, и получили определенную разработку в различных вариантах проблемного обучения, в педагогической психологии, они еще не в полной мере по достоинству оценены. В. известен также своими работами в области музыкального восприятия, психологии примитивных народов, разработками психологического детектора лжи и др. В рус. пер. издана книга В.: Продуктивное мышление, М., 1987. Л.А. Карпенко, Е.Е. Соколова

Просмотров: 958
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • ВЕРТХАЙМЕР, Вертгеймер (WERTHEIMER) Макс (1880-1943)
  • Вертгеймер Макс | WERTHEIMER, Мах (1880-1943)
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Компетентность в психологии
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • взаимоотношения (в психологии)
  • категории военной психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • принцип всесторонности (в психологии)
  • принцип детерминизма (в психологии)
  • принципы психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь