|
ВЕРНЕР(Werner) Хайнц (1890-1964) -немецко-американский психолог, один из крупнейших специалистов в области психологии развития; близок по своим взглядам к Г. Кафке. Образование получил в Венском ун-те (докторская степень, 1914), профессор (Гамбург, 1926). С 1933 г. читал гостевые лекции в различных американских университетах (в Мичигане, 1933, в Кембридже, 1936). С 1944 г. работал в качестве профессора в Бруклине, с 1947 г. — в университете Кларка в Вустере. В. принадлежал к основоположникам сравнительной психологии. Считал, что генетический подход может применяться в тех случаях, когда налицо любые изменения поведения, т.е. в сравнительной, детской, дифференциальной психологии, в патопсихологии и в психологии народов. Развитие всех форм жизни понималось В. как осуществление ортогенетического закона, в соответствии с которым саморазвивающаяся система переходит от состояния относительной размытости, неопределенности и малой дифференцированное ™ к состоянию большей четкости, дифференциации, связи и иерархической интеграции. В силу этого, если речь идет о развитии ребенка, то общество предстает лишь частным фактором, провоцирующим развертывание изначально присущих ребенку, имманентных (внутренних), психологических структур. Пытался использовать данный закон в кросс-культурных исследованиях, прежде всего в изучении процесса образования понятий. По его мнению, в мышлении как примитивного человека, представителя традиционного общества, где нет письменности, так и неполноценного человека или ребенка имеются сходные структурные элементы, для которых характерным является недифференцированность, син-кретичность мышления, осуществляющегося по типу комплексов: отдельные, актуально воспринимаемые и поэтому часто случайные признаки стойко объединяются в единый образ; мышление не отделено от восприятия, эмоций и действий; нет различения субъекта и объекта; используются лишь конкретные способы классификации. При этом современный человек, в сравнении с примитивным , позже достигает зрелости, но его интеллектуальное развитие продолжается значительно дольше, а не останавливаясь на ранних этапах. В. проводил также исследования развития восприятия и речи, в частности изучал процесс переключения ориентировки детей с формы предмета на его цвет. Автор трудов: Urspriinge der Metapher, Lpz., 1919; Grundfragen der Intensitatspsychologie, 1922; Einfuhrung in die Entwicklungspsychologie , Lpz., 1926; Grundfragen der Sprachphysiognomik, Lpz., 1932; Impairment in thought processes of brain-injured children (совм. с Strauss А.А.) //Am. J. of Mental Deficiency. 1943, 47; Perceptual Development, 1957; Symbol Formation (совм. с B.Kaplan), 1963. И.М. Кондаков
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|