ВАГНЕР

Владимир Александрович (1849—1934) — российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (1882) фак-ты Московского ун-та. Д-р зоологии (1899). Приват-доцент Московского (1895—1905) и Петербургского (1906—1917) ун-тов. Одновременно — директор Петербургского коммерческого училища (1904—1917), профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907—1917), профессор Педагогической академии (1907-1915). В 1917-1931 возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском ун-те. В. разработал объективный (биологический ) метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Систематизировал огромный фактический материал, связанный с изучением инстинктов. Считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. критиковал как монизм сверху (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и монизм снизу (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения для каждого вида свои. Созданный В. биологический метод исследования поведения животных предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. Это давало возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установить генетическую связь отдельных ступеней эволюции. В. был сторонником широкого распространения естественнонаучного образования. В средней школе считал необходимым расширять межпредметные связи, был сторонником комплексного метода преподавания на всех этапах обучения. Читал лекции по биологии и методике преподавания естествознания на Московских педагогических курсах, сотрудничал в журналах Природа и Естествознание в школе. Был одним из организаторов Общества распространения естественнонаучного исторического образования (1907), основателем Музея эволюции нервной системы и психики при Институте мозга. Основные труды В.: Методы естествознания в науке и школе, 1893; Биологические основания сравнительной психологии, т.1-2, СПб., 1910-1913; Биопсихология и смежные науки, Пг., 1923; Природа и школьник, М-Л., 1926; Возникновение и развитие психических способностей, вып. 1-9, Л., 1924—1929. А. В. Петровский

Просмотров: 1181
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • 12.03.1917
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Биологический монизм
  • ВАГНЕР Владимир Александрович (1849-1934)
  • Возникновение психологии как науки
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • КЕРНИГ Владимир Михайлович (1840-1917)
  • КОНЦЕПЦИЯ ИГРОВОГО поведения животных К.Э. Фабри
  • ЛАЗУРСКИЙ Александр Фёдорович (1874-1917)
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Методы психологии
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Психика животных
  • Расстройства психики и поведения при поражениях ЦНС
  • ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ животных
  • ФОРМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • ЭРН Владимир Францевич (1881-1917)
  • ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
  • ЭРН Владимир Францевич (1882-1917)
  • биографические методы (в психологии)
  • методы обучения в высшей школе
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь