ТВАРДОВСКИЙ

(Twardowski) Кази-меж Ежи Адольф (1866—1938) — польский и украинский психолог и философ. Наряду с Ю. Охоровичем, один из создателей опытной психологии в Польше и Западной Украине, основатель львовско-варшавской философской и психологической школы. В 1885—1889 гг. учился на философском отделении Венского ун-та. С 1892 г. работал в Лейпцигском институте экспериментальной психологии В. Вундта, где в том же году подготовил докт. работу по философии. С 1894 г. — приват-доцент Венского ун-та, а в 1895—1930 гг. — профессор философии и психологии Львовского ун-та, зав. кафедрой философии. В течение ряда лет— декан фак-та (1900— 1904),иректорун-та(1914-1917). В 1900г. организовал во Львовском ун-те первую в Галиции и Польше психологическую лабораторию, где совместно с М. Кройцем проводил экспериментальные работы. В 1904 г. основал Польское философское общество . В 1933 г. за заслуги перед университетской наукой Т. был избран поч. профессором Варшавского ун-та. Являлся чл.-кор. Академии наук в Кракове. С 1911 г. — ред. журнала Философское движение (Ruch filozoficzny). В философии Т. был учеником Ф. Брентано, в гносеологии — разделял идеи феноменализма Д. Юма. В целом в его мировоззрении преобладали элементы позитивизма. Боролся против спекулятивной метафизики. Ратовал за так называемую научную философию, понимая ее как совокупность наук. Условием развития философии считал внедрение в нее дедуктивного, логико-аналитического и эмпирического, экспериментального методов. Психофизическую проблему решал с позиций психофизического параллелизма. Психологию рассматривал как эмпирическую основу философских наук, экспериментальную область знания, использующую одновременно метод интроспекции. Различал эмпирическую психологию, опирающуюся на внутренний опыт, и экспериментальную, использующую экспериментальный метод. Отмечая недостатки интроспекции, в то же время говорил, что есть ряд духовных явлений, применительно к которым эксперимент невозможен. В целом же психология в его понимании переставала быть наукой о душе и включалась в ряд естественных наук (О методах психологии, 1910; О психологии, ее предмете, задачах и методах, 1913). Т. отстаивал самостоятельность психологии как науки, ее несводимость как к физиологии, так и к философии (Психология, физиология и философия , 1897; О предмете психологии, ее отношении к другим наукам, 1913 и др.). Предметом его исследования выступали также конкретные проблемы общей и педагогической психологии (Как и чему нужно учить, 1899; Психология наглядности на школьных уроках, 1899; Воображение и понятия, 1898; Психология мышления, 1908); и др. А. Т. Губ ко

Просмотров: 340
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Политической психологии школы
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Социализация (в психологии развития)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Школы профессиональной психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь