ТОЛСТЫХ

Александр Валентинович (1953—1997) — российский психолог, специалист в области психологии личности, детской, возрастной и педагогической психологии, социологии образования. Д-р психологических наук (1994). Чл.-кор. РАО (1995). Окончил Одесский государственный ун-ет. В 1979 защитил канд. дис: Личность как предмет возрастной и педагогической психологии, а в 1994— докт.: Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений. Работал в НИИ ОиПП (ныне ПИ РАО); во Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ); возглавлял Федеральный ин-т социологии образования МО РФ. В последние годы жизни был директором Исследовательского центра эстетического воспитания РАО. Исследования Т. в области конкретно-исторической психологии личности раскрывают историческую семантику понятия личность и дают историко-теоретический анализ форм личности. В работах по психологии развития был проанализирован филогенез личности и ее онтогенетическое развитие (Человек и возраст, 1987; Возрасты жизни, 1988). В работах, посвященных подростковому возрасту, предложена концепция смены социальной ситуации в современном обществе (После детства, 1982), а также авторская версия истории происхождения молодежного неформального движения (Подросток в неформальной группе, 1990). Исследования в области социологии образования были связаны с мониторингом особенностей развития детей ра-Диационно загрязненных территорий. Большое внимание Т. уделял исследованию проблем, связанных с психологией искусства, в частности психологии восприятия киноискусства (До 16 и старше. Заметки психолога, 1988). Была разработана оригинальная концепция зрелищного общения, как основы зрительской реакции подростков (Психология юного зрителя, 1986), проанализирован педагогический потенциал искусства (Искусство понимать искусство, 1990). Одним из первых в отечественной психологии остро поставил проблему нравственной ответственности практикующего психолога (Морально-этические проблемы психологической практики, 1988). Другое направление исследований Т. связано с изучением проблемы возраста человека и его принадлежности к определенному поколению в контексте развития личности. В посмертно изданной монографии Опыт конкретно-исторической психологии личности (2000) дан историко-философский, культурологический и психологический анализ проблем возникновения и развития понятия и феномена личности, обосновано введенное автором понятие форма личности, впервые в отечественной психологии прослежено становление личности в исторической динамике поколений, а также представлены результаты когорт-ного исследования межпоколенческих различий в российском обществе. Т. автор большого количества работ научного, научно-популярного и публицистического жанров. Часть его трудов переведена на англ., нем., исп., португал., фин., чешек, и др. языки. Т.Д. Марцинковская

Просмотров: 516
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Макрофазы развития личности
  • Мотивы развития личности
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПСИХОГЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Периодизация развития личности
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • Развития личности обобщенная модель
  • Социализация (в психологии развития)
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Факторы развития личности
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Этические проблемы в психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь