|
СПИНОЗА(Spinoza) Бенедикт (религиозное имя — Барух) (1632—1677) — нидерландский философ — материалист, пантеист, основная философская идея которого в том, что Бог осуществляется в вещах. Его предки были евреи — переселенцы из Португалии. Родился в семье купца. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины, в частности с представителями религиозного вольномыслия. Наибольшее влияние на него оказали его наставник в латинском языке ван ден Энден и Уриель Акоста (1585—1640). Был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама великому отлучению (херем) и изгнан из общины за страшное ложное учение (1656). Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Затем жил в Рейнсбур-ге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. В борьбе против олигархического руководства еврейской общины стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был противником монархии и сторонником республиканского правления. Философские воззрения С. складывались под влиянием идей Дж. Бруно (1548—1600), рационалистического метода Р. Декарта (1596—1650), механистического и математического естествознания, а также философии Томаса Гоббса (1588—1679). Стремясь ксозданию целостной картины природы в русле пантеизма, сделал центральным положением своей онтологии тождество Бога и природы. Согласно С. человек— целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (Богом, идентичным природе). По его мнению, порядок и связь идей те же, что ПОРЯДОК и связь вещей (Этика, 1677). Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте — влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями — радостью и печалью — лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к дей-ствию, печаль ограничивает ее. С. полагал, что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный) опыт, более высоким — рациональное знание, высшим — интуитивное. Идея С. о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его трактовка влечения (побуждения, аффе-рентивность которого нейтрализуется сознанием) повлияла на психоанализ. На С. ориентировался Л. С. Выготский в критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения. Основные работы С. (на рус яз.): Политический трактат, М., 1910; Принципы философии Декарта, Л., 1926; Переписка, М., 1932; Этика, 4.1-5. М.-Л., 1933; Трактат об усовершенствовании разума. М.-Л., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1957. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|