СПИНОЗА

(Spinoza) Бенедикт (религиозное имя — Барух) (1632—1677) — нидерландский философ — материалист, пантеист, основная философская идея которого в том, что Бог осуществляется в вещах. Его предки были евреи — переселенцы из Португалии. Родился в семье купца. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины, в частности с представителями религиозного вольномыслия. Наибольшее влияние на него оказали его наставник в латинском языке ван ден Энден и Уриель Акоста (1585—1640). Был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама великому отлучению (херем) и изгнан из общины за страшное ложное учение (1656). Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Затем жил в Рейнсбур-ге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. В борьбе против олигархического руководства еврейской общины стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был противником монархии и сторонником республиканского правления. Философские воззрения С. складывались под влиянием идей Дж. Бруно (1548—1600), рационалистического метода Р. Декарта (1596—1650), механистического и математического естествознания, а также философии Томаса Гоббса (1588—1679). Стремясь ксозданию целостной картины природы в русле пантеизма, сделал центральным положением своей онтологии тождество Бога и природы. Согласно С. человек— целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (Богом, идентичным природе). По его мнению, порядок и связь идей те же, что ПОРЯДОК и связь вещей (Этика, 1677). Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте — влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями — радостью и печалью — лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к дей-ствию, печаль ограничивает ее. С. полагал, что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный) опыт, более высоким — рациональное знание, высшим — интуитивное. Идея С. о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его трактовка влечения (побуждения, аффе-рентивность которого нейтрализуется сознанием) повлияла на психоанализ. На С. ориентировался Л. С. Выготский в критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения. Основные работы С. (на рус яз.): Политический трактат, М., 1910; Принципы философии Декарта, Л., 1926; Переписка, М., 1932; Этика, 4.1-5. М.-Л., 1933; Трактат об усовершенствовании разума. М.-Л., 1934; Избранные произведения, т. 1-2, М., 1957. Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский

Просмотров: 837
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА»
  • АКОСТА (правильнее да Коста) Уриель (ок. 1585—1640)
  • БРУНО (BRUNO) Джордано Филиппе (1548-1600)
  • БРУНО Джордано (1548—1600)
  • БРУНО Джордано Филиппо (1548- 1600)
  • Бенедикт Спиноза (1632-1677)
  • Джордано Бруно (1548-1600)
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • Избранные сочинения (избранные произведения)
  • КОММУНИСТИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ
  • КОНФЛИКТ МОТИВОВ ЧЕЛОВЕКА
  • Общины
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩИНЫ
  • СПИНОЗА (SPINOZA, ESPMOSA) Бенедикт (Барух) (1632-1677)
  • СПИНОЗА Барух (Бенедикт) (1632—77)
  • СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632-1677)
  • Спиноза Барух Бенедикт
  • Спиноза Бенедикт (БAPYX) (1632- 1677)
  • Учение Декарта: процедуры, пути и результаты сомнения
  • Философская мысль духовно-академического направления в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь