ШТУМПФ

(Stumpf) Карл (1848-1936) -немецкий психолог, философ, музыковед. Ученик Ф. Брентано и Р.Г. Лотце. Профессор в Вюрцбурге (с 1873), Праге (с 1879), Галле (с 1884), Мюнхене (с 1889), Берлине (1894-1921). Президент (совместно с Т. Липпсом) 3-го Международного психологического конгресса (Мюнхен, 1896). Одним из первых предпринял эмпирические психологические исследования музыкальных восприятий (Психология музыкальных восприятий, т. 1-2, 1883—1890). Работая в Берлинском ун-те, организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Ф. Брентано считал предметом психологии исследование психологических функций или актов (воспринимания, понимания, хотения и др.), отличая их от феноменов (сенсорных или представляемых в виде форм, ценностей, понятий и им подобных содержаний сознания). Изучение феноменов Ш. относил к особой предметной области — феноменологии, связывая ее с философией, а не психологией. Идеи Ш. в области феноменологии явились посредствующим звеном между учениями Ф. Брентано и Э. Гуссерля, который был учеником Ш. в Галле. Собственным предметом психологии он считал функции (или акты). Так, например, исследованию подлежит не красный цвет объекта, (который представляет собой, согласно Ш., феномен, а не функцию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Ш. различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотив-ные состоят из противоположных пар: радость — печаль, желание — отвержение, стремление — избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы чувственными ощущениями. С детства увлекаясь музыкой, Ш. в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомный труд Психология тонов (1883—1890), внесшей самый крупный после Гельмгольца вклад в исследования психологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Ш. считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы. Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе сознания психологами вундтовской школы, Ш. противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов. Ш. рассматривал музыку как феномен культуры. Он создал архив фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной музыки различных народов. Принимал также участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое Общество детской психологии, и по зоопсихологии, доказав, в частности, при обсуждении нашумевшего феномена умного Ганса (лошади, которая выстукивала копытом решение математических задач), что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика. Ш. предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, содействовал поездке своего ученика В. Келера в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян. Его учениками были так же К. Коффка, М. Вертгеймер и др., ставшие впоследствии известными, психологи. Ш. сыграл важную роль в разработке, в противовес структурализму, функционализма в его западноевропейском варианте. Основные соч. Ш.: Erkenntnislehre, Lpz., Bd 1-2, 1939—1940; в рус. пер. были изданы: Явления и психические функции / Новые идеи в философии. Сб. 4, СПб., 1913; Душа и тело /там же. Сб. 8, СПб.; Происхождение музыки, Л., 1927. М.Г. Ярошевский

Просмотров: 550
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: введение в проблему знаков в феноменологии Гуссерля
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Жизнь, сочинения и основные идеи Фихте
  • ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ
  • Н.Луман: Жизненный путь, сочинения и основные идеи
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Основные идеи и понятия герменевтики Гадамера
  • Основные идеи и цели древней и средневековой педагогики
  • Основные идеи философии Д. Юма
  • Основные идеи философии Дильтея
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • Штумпф Карл | STUMPF, CARL (1848-1936)
  • категории военной психологии
  • навязчивые психические состояния (навязчивые явления, идеи, ананказмы, обсессии)
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь