ПЕТРОВСКИЙ Артур

Владимирович (р. 1924) — российский психолог, философ, педагог. Специалист в области истории психологии, социальной психологии, психологии личности, психологии развития, теоретической психологии. Автор концепции деятельностного опосредования межличностных отношений; концепции лидерства; трехфазной концепции развития личности; концепции политической истории психологии; трех-факторной модели значимого другого; матричного представления категориальной системы психологии. Д-р психологических наук (1966), профессор (1967), чл.-кор. АПН СССР (1968). Академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968—1976). Д. чл. АПН СССР (1971). В 1972-73 -чл. Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования, соавтор коллективной монографии Learning to be (1972), которая была издана в 40 странах (за исключением СССР). Вице-президент АПН СССР (1976-79). В декабре 1991 г. П. назначен президентом-организатором Российской академии образования (РАО). Избран д. членом РАО (1992) и Президентом РАО (1992-1997). Чл. коллегии Мин. общ. и проф. образования РФ и чл. Президиума ВАК РФ (1992— 1998). Иностранный чл. АН Украины (1996). В 1997—1999 — ак.-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии РАО. С 1999 — консультант ректората УРАО. Чл. редкол.: журналов Вопросы психологии, Вестник МГУ. Серия 14. Психологияи др.; Российской педагогической энциклопедии (т.1, 1993; т.2 1999). Засл. деятель науки РФ (1994). Награжден рядом отечественных и зарубежных орденов и медалей, в том числе орденом Знак Почета (1983); орденом Великой отечественной войны и медалями. В 1997 был удостоин премии Правительства РФ (совместно с М.Г. Ярошевским) за научно-практическую разработку Четырехуровневой системы психологического образования в высших учебных заведениях. В 1999 указом Президента РФ награжден орденом Почета. Участник ВОВ. После 9-го класса школы в 1941 г. ушел добровольцем в действующую армию. В 1943, окончив экстерном школу рабочей молодежи, был принят на фак-т русского языка и литературы Чка-ловского педагогического ин-та (ныне Оренбург). В 1947 окончил тот же фак-т Московского городского педагогического ин-та им. В.П. Потемкина (МГПИ). Окончив аспирантуру кафедры психологии МГПИ, в 1950 защитил канд. дис: Психологические воззрения А.Н. Радищева . Профессиональную деятельность начал преподавателем кафедры психологии Вологодского пединститута (1950— 1952). С 1952 г.— ассистент, затем доцент кафедры психологии МГПИ им. Потемкина. В 1956—1957 гг. был командирован в КНР, где читал лекции преподавателям педагогических вузов Китая. В 1960 г. (после слияния МГПИ им. В.П. Потемкина и Моск. госуд. пед. ин-та им. В.И. Ленина) П. — доцент кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. В этот период выходит его первый учебник Психология (М., 1956, 1957, 1958), написанный совместно с Г.А. Фортунатовым. В 1965 г. защитил докт. дис. на тему: Пути формирования основ советской психологии. Результаты исследований были опубликованы в монографии История советской психологии: формирование основ психологической науки (М., 1967). Далеко не сразу освободившись от идеологических стереотипов в оценке советского периода развития психологии, П. уже в 1960-е гг. отвергает представление о педологии как о лженауке и пересматривает другие позиции, утвердившиеся в советской психологической историографии. В ряде работ впервые поставил вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, психотехники, рефлексологии, реактологии, а также трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др. (Вопросы теории и истории психологии: Избранные труды, 1984). С 1966 по 1971 г. заведует кафедрой психологии МГПИ им. Ленина, под его редакцией выходит первое издание учебника Общая психология для педагогических вузов (1970, 1976, 1977, 1986) и следом учебник: Возрастная и педагогическая психология (1973, 1980). С 1968 г. П. работает в системе АПН СССР. С 1978 по 1987 заведует кафедрой педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе ФПК МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1989 П. один из руководителей ВНИК Школа, где разрабатывались принципы и основания реформирования системы образования в СССР, опубликованные в коллективной монографии Новое педагогическое мышление/под ред. П., (1989). Наряду с организационной и педагогической постоянно вел активную научно-исследовательскую работу. В 1972 г. организовал и возглавил лабораторию Психологии личности (с 1999 г. — лаборатория Теории и истории психологии) в НИИ ОиПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), где под его руководством исследовались проблемы психологии личности и социальной психологии. В области социальной психологии П. сформулировал концепцию деятельностного опосредствования межличностных отношений (первоначальное название — стратометрическая концепция), позволяющую дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей, что позволило впоследствии отказаться от традиционного понимания группы как совокупности эмоциональных связей. Экспериментальными работами сотрудников лаборатории было подтверждено, что сущностную характеристику малой группы определяет не система со-циометрически выявляемых взаимных предпочтений, а опосредование содержанием, целью и ценностями совместной деятельности (Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982). В частности, была показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. В рамках предложенной концепции был введен в научный оборот ряд экспериментальных методик, позволяющих, к примеру, отличать поведение конформное и нонконформное от самоопределения личности в группе. (Психологическая теория коллектива/под ред. П. М., 1979). Дифференциация групп дала возможность сформулировать новую концепцию лидерства, в определенной степени реабилитирующую теорию черт лидера. Эксперименты подтвердили, что в высокоразвитых группах черты лидера весьма разнообразны и практически не поддаются исчислению. Однако в общностях низкого уровня развития (например, в криминальных группировках) лидера, как правило, характеризует весьма ограниченный набор негативных качеств личности. Была также обоснована трехфазная концепция развития личности, выявившая закономерность смены этапов ее адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе была предложена возрастная периодизация, в которой путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе (Психология развивающейся личности/ ред. и соавтор, 1987). С этих позиций подверг критической переоценке концепцию соотношения личности и психики, а также принцип ведущей деятельности, сформулированный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, позднее Д.И. Фельдштейном. В теории межличностных отношений, опираясь на концепцию отраженной субъектности В.А. Петровского, предложил трехфакторную модель значимого другого, где в качестве факторов, определяющих для субъекта значимость другого человека, выступают властные полномочия (зависимость-независимость), аттракция (привлекательность) и рефе-рентность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого. (История и теория психологии, в 2-х тт. М., 1996). В конце 90-х гг. разрабатывал особую область историко-психологического исследования — политическую историю психологии, предметом которой является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах (Психология России. XX век, 2000). С 1996 г. совместно с М.Г. Ярошевским и В.А. Петровским начал разрабатывать проблемы теоретической психологии, предметом которой является рефлексия психологической науки, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы, основные принципы исследования. На основании философских идей B.C. Соловьева был предложен принцип построения категориальной системы, который предполагает постоянные переходы категорий психологии от сущности к явлению и от явления, как новой сущности, к новым явлениям. Это позволило разработать совместно с В.А. Петровским категориальную систему, характеризующую психосферу как результат встречной детерминации биосферы и ноосферы (биологической и культурно-исторической детерминанты). Предложенная категориальная система представляет собой матрицу, где ряд кластеров (субстанциональность, направленность, активность, когнитивность, пристрастность, событийность, действительность) пересекаются с пятью уровнями психоферы (биоцентрический, протопсихологический,базисный психологический, метапсихологический и социоцентрический). Эти пересечения позволяют видеть как филогенез, так и онтогенез психического. Показано, что каждая выделенная в этой системе категория становится основанием для порождения соответствующих психологических теорий. Но ни одна из них не может претендовать на то, чтобы стать общей теорией психологии. Подчеркивается, что нельзя найти общую клеточку, из которой вырастает вся психологическая наука. Отсюда был сделан вывод, что каждая категория в матрице является основанием для построения отдельной теории среднего уровня (по Парсонсу) или куста подобных теорий (Основы теоретической психологии /в соавт. с М.Г. Ярошевским, 1998, 2000; Теоретическая психология/в соавт. с М.Г. Ярошевским, 2001). П. является редактором и автором основных вузовских учебников по психологии, рекомендованных МО РФ, в том числе: Социальная психология (1978); Введение в психологию (1995, 1996); Психология (в соавт с М.Г. Ярошевским ,1999—2003). Автор многих научно-популярных и публицистических книг: Беседы о психологии (1962); Популярные беседы о психологии (1976); Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии (1996); Откровенно говоря (1997); Записки психолога (2000) и др. Научный консультант ряда полнометражных фильмов, отражающих проблемы психологии: Семь шагов за горизонт, Я и другие, Жгучие тайны века, Дерзайте! Вы талантливы!, Если не я, то кто же?, Чучело и др. Книги П. переведены на 16 иностр. языков: английский, немецкий, испанский, датский, финский, китайский, японский и др. Особое место в творческой деятельности П. занимает подготовка словарно-справочных изданий. Он является редактором (совместно с М.Г. Ярошевским) ряда психологических словарей: Краткий психологический словарь (М., 1985 /пер. на англ., словацкий, чешский, испанский языки/; 1998); Психология. Словарь (1990). Разработал проект создания Психологического лексикона в 6-ти тт., является его главным редактором. Л.А. Карпенко

Просмотров: 802
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Возникновение психологии как науки
  • Детерминанты развития психологии
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • История психологии
  • ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
  • концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии)
  • МЯСИЩЕВА ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
  • Мясищева теория психологии отношений
  • Общение (в психологии развития)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Политической психологии школы
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ
  • принципы психологии
  • Социализация (в психологии развития)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Факторы социальной психологии
  • Философские проблемы психологии
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь