МЮРРЕЙ

(Murray) Генри Александр (1893—1988)— американский психолог. Специалист в области клинической психологии, проективных тестов, психологии личности, мотивации,поведения, отбора персонала. Получил биологическое и медицинское образование в Гарвардском (бакалавр, 1915), Колумбийском (магистр, 1919; д-р медицины, 1920) и Кембриджском ун-тах (д-р философии, 1927). Работал преподавателем физиологии в Гарвардском ун-те и врачом в Пресвитерианском госпитале Нью-Йорка (1920—1922), с 1922 г. по 1926 г. М. — ассистент профессора эмбриологии в Рокфеллеровском ин-те медицинских исследований, одновременно с этим с 1924 г. по 1925 г. работал в биохимической лаборатории Кембриджа (Англия). Здесь по биохимическим вопросам защитил докт. дис. (1927), в это время у него появился выраженный интерес к психологии. С 1926 по 1927 г. Мюррей — преподаватель психологии Гарвардского ун-та, с 1928 г. он — ассистент профессора, с 1937 г. — ассоциативный профессор в Гарвардской психологической клинике. Проходил стажировку по психологии у Ф. Александера и X. Зах-са (1935). В 1943 г. покинул Гарвард, чтобы поступить на военную службу. Работал в Отделе стратегических служб США над программой создания ситуационных тестов на стрессоустойчивость. В 1947 г. вновь возвратился в Гарвард, где занял кафедру в Психологической клинике. Основал собственную Психологическую клинику Annex при Гарвардском университете (1949). Некоторое время работал по программам ЦРУ. Особое значение для мировой психологии имели разработки М. в области теории и диагностики личности. Его персонология, опирающаяся в большой степени на работы 3. Фрейда о ранних детских фиксациях и комплексах и включающая в себя модифицированные понятия Я, Оно, Сверх-Я, нацелена прежде всего на анализ индивидуальных проявлений. В отличие от Фрейда и А. Адлера им было введено большое число базовых потребностей, где наряду с первичными, или витальными, потребностями выделялись вторичные (психогенные), свойственные человеку. В своей книге Исследование личности (Exploration in Personality. N.Y., 1938, et al.) M. выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации (давление), а также предложил опросник для выявления индивидуальных различий в мотивах. Перечень потребностей, составленный М. несколько позже, включал в себя: потребности в достижении, уважении, общении, порядке, в привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, в индивиде другого пола, агрессии, игре (в дальнейшем на основе этого перечня были созданы опросники Список личностных предпочтений А. Эдварса и Форма по изучению личности Д. Джексона). М. одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но вместе с тем в статье К классификации взаимодействий (Toward a classification of interaction // Toward a general theory of action. Cambridge, Mass., 1951) он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных (давление как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов: давление актуализирует соответствующую потребность, а потребность ищет соответствующее ей давление; их встреча обозначалась М. как тема. Благодаря такому подходу М. оказал влияние на современный интеракционизм. Провел цикл исследований по определению влияния потребностных состояний на восприятие, в частности, выявил, что дети, недавно пережившие состояние страха, склонны воспринимать людей на фотографиях как более злых, чем они воспринимались раньше (1933). М. разработал ряд методик для изучения личностных потребностей, в том числе принесший ему всемирную известность Тематический Апперцептивный Тест, который был основан на его перечне потребностей и угнетающих обстоятельств (Thematic Apperception Test: Manual, Cambridge, 1943). M. также автор трудов: The effect of fear upon estimates of the maliciousness of other personalities / J. o. social psychol. 1934, 4; A method for investigation fantasies / Neurol. Psychiat. 1935 (совм с Morgan С); Preparation for Scafford of a Comprehensive System / Psychology. Study of a Science, N.Y., 1957; Vicissitudes of Creativity / Creativity and its Cultivation, N.Y., 1959. И.М. Кондаков

Просмотров: 1515
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • влияние (в психологии)
  • Возникновение психологии как науки
  • ВРЕМЯ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
  • Комитет по профессиональной психологии (США)
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Мюррей Генри | MURRAY, HENRY A. (1893-1988)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • потребность (в психологии)
  • Принципы критериальной, или духовной, психологии
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория потребность-давление
  • Трудности в общении в контексте психологии здоровья
  • условия (в психологии)
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь