ЙЕРКС

(Yerkes) Роберт Мирнс (1876— 1956) — американский психолог, специалист в области обшей психологии, методов оценки и измерения, психофизиологической и сравнительной психологии, военной психологии. Считается одним из основателей сравнительной психологии. Образование получил в Гарвардском ун-те (бакалавр, 1898; магистр, 1899; д-р 1902). Начинал профессиональную деятельность преподавателем сравнительной психологии в Гарвардском у-те (1902—1917), далее был профессором психологии Миннесотского ун-та (1917—1919); был избран Президентом АРА (1916—1917); начальником отделения психологии Управления общей хирургии (1917—1918); председателем Исследо-вательско-информационной службы Национального исследовательского совета (1919—1924); почетным д-ром наукУэсли-анского ун-та (1923), членом Национальной академии наук (1923); профессором психобиологии Йельского ун-та (1929—1944); директором Йельской лаборатории биологии приматов (1929—1941); почетным магистром Йельского ун-та (1931). Как организатор и общественный деятель Й. сделал очень много: основывал лаборатории, организовывал фонды, руководил крупномасштабными практическими проектами. С 1936 г. Й. член Американского философского общества. В 1938 г. он возглавил Американское общество натуралистов; был членом Американского физиологического общества, в котором его наградили золотой медалью (1954). Й. считается одним из основателей сравнительной психологии или психобиологии, как он позднее предпочитал ее называть. Исследуя интеллект животных, придерживался филогенетической позиции, и его теории были отмечены антропоморфизмом. Так, например, он проводил развернутые сравнения интеллектуального развития шимпанзе и ребенка, что в определенном смысле было чистым дарвинизмом и эффективно подчеркивало преемственность между видами (The mental life of monkeys and apes: A study of ideational behavior , Behavior Monographs, 3, 1916). Однако при истолковании конкретных феноменов эти теории оказывались несосотоя-тельными. Подход Й. к исследованию поведения животных находился в полном противоречии с бихевиористским подходом его друга и соратника Д.Б. Уотсона. Однако кто из них оказался более прав — вопрос спорный. На сегодняшний день строгих бихевиористов не так уж много. В опытах над приматами Й. и его сотрудники установили ряд закономерностей их поведения. Наиболее известной является так называемый закон Йеркса-Додсона, устанавливающий связь между мотивацией и способностью восприятия внешних объектов. Этим законом фиксировалось, что сильная мотивация препятствует выработке навыков различения сложных стимулов, но благоприятна для различения простых. Во время Первой мировой войны Й. стал инициатором массовой Программы психометрического тестирования в американской армии, возглавив разработку специальных интеллектуальных тестов (Mental Tests in the American Army, ed. with C.S. Yoakum, 1920). В 1919 г. он был приглашен в Йельский ун-т, где организовал лабораторию приматов. Его исследования этого периода были обобщены в книгах: The Great Apes: A Study of Anthropoid Life (with A. W. Yerkes), 1929; Chimpanzees: A Laboratory Colony, 1943. После отставки в Йельском ун-те (в 1944) Й. работал в различных комитетах АРА и других организациях. Влияние Й. на американскую психологию первой половины XX века было очень велико. Л.А. Карпенко

Просмотров: 539
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Биогенетический закон в психологии
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Йеркс Роберт Мирнс | YERKES, ROBERT MEARNS (1876-1956)
  • Нозоцентрический подход в психологии
  • Нормоцентрический подход в психологии
  • Общение (в психологии развития)
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Последипломная подготовка в области психологии
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Социализация (в психологии развития)
  • ФУНКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ)
  • Факторы риска в психологии развития
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Экологический подход в психологии
  • влияние (в психологии)
  • категории военной психологии
  • микроструктурный подход в психологии
  • обьект исследования (в психологии)
  • предмет исследования (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь