ДЕКАРТ

(Descartes) Рене (1596-1650) -французский философ, математик и естествоиспытатель. Д. называют отцом новой философии, т.к. он является основателем современного рационализма. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш, в которой ознакомился с образом мышления схоластики и духовным богатством гуманизма. После этого долго путешествовал по Европе, а с 1629 по 1649 г. жил в Голландии, где были созданы его основные сочинения: Правила для руководства ума (1628—1629), Рассуждение о методе (1637), Метафизические размышления о первой философии (1641), Начала философии (1644), Страсти души (1649) и др. За год до смерти по приглашению королевы Христины переехал в Стокгольм. В своих трудах Д. заложил основы детерминистской концепции поведения и интроспективной концепции сознания. Первая получила наиболее последовательное воплощение в понимании рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение; в учении о страстях души как психических состояниях, испытываемых телесным органом души (каковым Д. считал одну из желез головного мозга —-эпифиз). Рефлексы и страсти души, по Д., представляют телесную материальную субстанцию, подчиненную тем же законам, что и вся физическая природа. Кроме того, Д. выделял особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию — сознание — прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Это дуалистическое воззрение на душу, которая только мыслит, и тело, которое только движется, сыграло решающую роль в преодолении господствовавшей в прежние века трактовки организма как вещи, управляемой особой сущностью — душой. Согласно Д., тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстанцией — Богом. При воздействии внешних объектов возникают впечатления о них (сенсорные образы и образы памяти), соединяющиеся путем образования ассоциаций, но не дающие истинного знания. Такое знание изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером которых могут служить не выводимые из опыта геометрические аксиомы. Такой же дуалистический подход отличал и объяснение Д. побудительных сил поведения. Наряду с рефлекторно возникающими эмоциональными состояниями, движущими машиной тела (Страсти души, 1649), выделялись чисто духовные чувства и бестелесные волевые импульсы. Их источником, по его мнению, служит субстанция сознания. Эти импульсы способны контролировать страсти, физиологической основой которых являются нервные, молекулярные процессы в организме. Д. считал, что сознание и воля локализованы только в организме человека. Организм животных он относил к разряду машин, работающих автоматически. Д. было экспериментально разработано учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в этом процессе деятельности глазных мышц (Диоптрика, 1637). Под влиянием Д. развивалась вся психология нового времени, воспринявшая, с одной стороны, его учение о сознании как непосредственном знании души о самой себе, с другой — его учение о рефлексе как закономерном отражении внешних импульсов от мозга к мышцам. Наиболее полно система психофизиологических воззрений Д. изложена в трактате Человек (1662). М.Г. Ярошевский

Просмотров: 931
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «СТРАСТИ ДУШИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АРГУМЕНТ ОТ ДУШИ
  • Безотчетное движение души
  • БЕССМЕРТИЕ ДУШИ
  • Возвышенность души
  • Воля как характеристика сознания
  • Вопрос об отношении души и тела
  • ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ ДУШИ И ТЕЛА
  • Дуализм души и тела
  • ДУШИ ГЛУБИНЫ
  • Души образ
  • ДУШИ ПРЕВРАЩЕНИЯ
  • ДУШИ, ОБРАЗ
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Исповедь души
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШИ, перевоплощение, метемпсихоз
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СВИДЕТЕЛЬСТВО ДУШИ
  • Спасение души
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь