БРУНЕР

(Bruner) Джером Сеймур (р. 1915) — американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в ун-те Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском ун-те (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Работал в качестве лектора, затем — ассоциативного профессора по психологии в области восприятия, когни-ций, развития и установок в Гарвардском ун-те (1944—1952), здесь же стал профессором и директором Центра когнитивных исследований (1951-1952, 1961-1972). С 1972 Б. — профессор Оксфордского ун-та (Великобритания). В ранних исследованиях Б., посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению. Б. одним из первых начал исследовать, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Он пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. На основе этих исследований Б. предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные , зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Б. выделял в целостном процессе восприятия три формы репрезентации окружающего мира: форма действий, образов и языковая форма. Обосновал теорию перцептивных гипотез, согласно которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом Б. оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Основные труды Б.: Mandate from the People, 1944; On Knowing Essays for the Left Hand, 1962; Toward a Theory of Instruction, 1966; Processes of Cognitive Growth Infancy , 1968; The Relevance of Education, 1971; Communication as Language, 1982; Childстиs Talk, 1983; Actual Minds, Posible Worlds, 1986. В рус. пер.: Ценности и потребности как организующие факторы /Психология познания, М.,1977. И.М. Кондаков

Просмотров: 1564
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Алгоритм развития аудиовизуального восприятия
  • БИРМИНГЕМСКИЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • БРУНЕР (BRUNER) ДЖЕРОМ СЕЙМУР (р. 1915)
  • БРУНЕР (BRUNER) Джером Сеймур
  • ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)
  • ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ
  • ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ
  • ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА
  • ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ
  • ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОГНИТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЕРАРХИЯ
  • Константность восприятия формы
  • МИХЕЕВ Иван Степанович (1876 - по разным сведениям, 1937, 1941 или 1944)
  • Методика исследования восприятия лидерства в детских группах. Е. М. Дубовская
  • ОНТОГЕНЕЗ ПРОЦЕССОВ ВОСПРИЯТИЯ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Основные свойства восприятия
  • ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС, СЛУЧАЙНАЯ ФУНКЦИЯ ВРЕМЕНИ)
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • СЕЛЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ
  • ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ
  • Факторы риска в психологии развития
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
  • ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
  • ЦЕНТР СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь