|
БАТУЕВАлександр Сергеевич (р. 1935) — российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза. Д-р биологических наук (1968), профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент Санкт-Петербургского физиологического общества. Образование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (1957 г) и аспирантуру этого фак-та (1957— 1959). Профессиональную деятельность начал м.н.с. Физиологического НИИ ЛГУ (1959—1961), где защитил канд. дис: Функциональная структура двигательных актов (1960). С 1961 г. преподавал на кафедре ВНД ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследовательской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докт. дис: Функции двигательного анализатора и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру ВНД ЛГУ (1976—1981). С 1981 по 1985 г. Б. -директор ФНИИ ЛГУ. С 1985 г. и по настоящее время заведует кафедрой ВНД ЛГУ (ныне СПбГУ). Основная научная проблема, исследованием которой занимался Б., — психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивацион-ных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека. На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А. Ухтомского о доминанте, Б. разработал проблему Биосоциальные факторы формирования системы Мать — дитя, которая служит базой для развития теоретических основ антро-посоциогенеза. Руководил рядом комплексных программ РАО, связанных с психофизиологией раннего детства (1994, 1995), является научным руководителем центра Психофизиология матери и ребенка СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий. Основные из них: Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга, 1973; Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга, 1978; Мозг и организация движений, 1978; Введение в физиологию сенсорных систем, 1984; Высшая нервная деятельность, 1991; Человек. Основы физиологии и психологии / учебник для 9 кл., в соавт., 1998; Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка /ред., 1999; и др. Л.А. Карпенко
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|