БАТУЕВ

Александр Сергеевич (р. 1935) — российский психофизиолог, специалист в области общей и возрастной физиологии мозга и теории антропогенеза. Д-р биологических наук (1968), профессор (1974), чл-корр. РАО (1993), д. чл. РАО (1995). Вице-президент Санкт-Петербургского физиологического общества. Образование получил в ЛГУ им. Жданова (ныне Санкт-Петербургский ун-т), окончив биолого-почвенный фак-т (1957 г) и аспирантуру этого фак-та (1957— 1959). Профессиональную деятельность начал м.н.с. Физиологического НИИ ЛГУ (1959—1961), где защитил канд. дис: Функциональная структура двигательных актов (1960). С 1961 г. преподавал на кафедре ВНД ЛГУ. В 1968 г. возвращается к исследовательской работе в Физиологическом НИИ ЛГУ, защищает докт. дис: Функции двигательного анализатора и в 1970 г. возглавляет там лабораторию. Все это время он не оставлял преподавательскую деятельность и с 1972 по 1976 г. возглавил кафедру биофизики ЛГУ, затем кафедру ВНД ЛГУ (1976—1981). С 1981 по 1985 г. Б. -директор ФНИИ ЛГУ. С 1985 г. и по настоящее время заведует кафедрой ВНД ЛГУ (ныне СПбГУ). Основная научная проблема, исследованием которой занимался Б., — психофизиологические механизмы доминанты в формировании целенаправленного поведения. Многолетние и систематические исследования мозговых механизмов обучения и памяти привели к разработке концепции об ассоциативных системах мозга как аппаратах программирования поведения на основе принципов доминанты и условного рефлекса. В этой концепции нашли свое логическое объединение научные позиции И.П. Павлова и А.А. Ухтомского. Было установлено, что наличие мотивационной доминанты является необходимым условием обучения. Поведенческая реакция, возникшая в результате формирования доминантного состояния, всегда направлена на его прекращение. Было показано, что уровень возбуждения мотивацион-ных структур определяет скорость обучения. Новые практические навыки формируются на высоком уровне доминирующей мотивации, образуются быстро и сохраняются в памяти на длительное время. Исследовались также основные свойства ассоциативных систем мозга, что позволило выявить биологические предпосылки формирования когнитивных форм поведения человека. На этом основании была разработана классификация форм обучения в соответствии с возрастными особенностями развивающегося мозга. Разработано представление о функциональной структуре целостного поведенческого акта, основным звеном которой является блок формирования вероятностных программ предстоящего поведения и кратковременная память, которая обеспечивается высшими ассоциативными системами мозга. Развивая учение А.А. Ухтомского о доминанте, Б. разработал проблему Биосоциальные факторы формирования системы Мать — дитя, которая служит базой для развития теоретических основ антро-посоциогенеза. Руководил рядом комплексных программ РАО, связанных с психофизиологией раннего детства (1994, 1995), является научным руководителем центра Психофизиология матери и ребенка СПбГУ. Б. автор 10 монографий и более 10 учебников и учебных пособий. Основные из них: Эволюция лобных долей и интегральная деятельность мозга, 1973; Кортикальные механизмы интегральной деятельности мозга, 1978; Мозг и организация движений, 1978; Введение в физиологию сенсорных систем, 1984; Высшая нервная деятельность, 1991; Человек. Основы физиологии и психологии / учебник для 9 кл., в соавт., 1998; Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка /ред., 1999; и др. Л.А. Карпенко

Просмотров: 779
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • АСИММЕТРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Асимметрия функциональная головного мозга
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Другие органические расстройства личности и поведения, обусловленные заболеванием, повреждением и дисфункцией мозга.
  • ЗАМЫКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА, КОРА БОЛЬШОГО МОЗГА
  • НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЛОБНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА
  • НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ТЕМЕННЫХ ДОЛЕЙ МОЗГА
  • Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга
  • Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга
  • ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ (ЛУКОВИЦА МОЗГА)
  • СИНДРОМ ПОРАЖЕНИЯ ГИПОТАЛАМО- ДИЭНЦЕФАЛЬНОЙ ОБЛАСТИ МОЗГА (ГЛУБОКИЕ СТРУКТУРЫ МОЗГА)
  • СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МОЗГА
  • Синдром конвекситатной поверхности лобных отделов головного мозга
  • Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга
  • Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга
  • Слуховые области коры мозга
  • УХТОМСКОГО ТЕОРИЯ ДОМИНАНТЫ
  • Ухтомского теория доминанты
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОЗГА ВТОРОЙ
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОЗГА ПЕРВЫЙ
  • ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК МОЗГА ТРЕТИЙ
  • теория доминанты А.А. Ухтомского



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь