Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
АНАНЬЕВБорис Герасимович (1907— 1972) — российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель онтопсихологии — дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленную на изучение целостного жизненного пути человека. Д-р педагогических наук (1939), профессор (1940). Д. чл. АПН РСФСР (1955), д. чл. АПН СССР (1968). Засл. деятель науки РСФСР. Один из создателей ленинградской школы психологии. Закончив Горский педагогический ин-т во Владикавказе (1928), с 1929 г. начал работать в Институте мозга им. В.М. Бехтерева (Ленинград). Одновременно преподавал в Академии коммунистич. воспитания им. Н.К. Крупской (1934-1938). С 1937 по 1942 г. зав. сектором психологии Института мозга. В годы Великой Отечественной войны был начальником психологического кабинета эвакогоспиталя в г. Тбилиси. Вернувшись в 1943 г. в Ленинград, возглавил в 1944 г. созданную им кафедру и отделение психологии ЛГУ (1944—1951). Руководил научно-исследовательским ин-том педагогики АПН РСФСР (1951-1960), оставаясь одновременно деканом фак-та психологии ЛГУ (до 1972 г.). Длительное время руководил Ленинградским отделением ОП СССР, был чл. президиума его Центрального Совета. В начале своего научного пути находился в русле рефлексологии и занимался исследованиями динамики сочетательно-рефлекторной деятельности, речевых рефлексов у слепых детей, влияния музыки на поведение человека. Впоследствии отошел от рефлексологического подхода и, проводя психолого-педагогические исследования, обосновал необходимость целостного изучения психического развития школьников в процессе обучения (Психология педагогической оценки, 1935). Изучал историю психологических воззрений в России в XVIII—XIX вв. (1939). Разработал программу исследования психологии чувственного познания, которая осуществлялась в секторе психологии Института мозга и на факультете психологии Л ГУ. А. был установлен системный характер чувственного познания, взаимосвязь анализаторов, открыт специальный механизм пространственной ориентации, установлена парность работы больших полушарий головного мозга, что позволило сформулировать гипотезу о дополнительном, по отношению к иерархическому, контуре нейропси-хического регулирования, об энергетической функции коры больших полушарий. (Психология чувственного познания, 1960; Восприятие пространства и времени , 1969). Выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке, которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. А. выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. В комплексных исследованиях были получены новые факты о разнородности структуры индивидуальности, об энерго-информационных соотношениях в ней, о структурной перестройке интеллекта и личности в процессе индивидуального развития. Была подтверждена идея о гетерохронности и неравномерности психического развития, открыты некоторые закономерности организации интеллектуальных функций и других психофизиологических структур в период зрелости. Тем самым было положено начало психологической акмеологии (Человек как предмет познания, 1968). А. — автор большого количества работ по теории и истории психологической науки, педагогической, возрастной, медицинской психологии, психологии труда, искусства и многих др. отраслей науки, в том числе монографий: Очерки психологии , 1945; Очерки истории русской психологии XVIII-XIX веков, 1960, 1967; Теория ощущений, 1961; О проблемах современного человекознания, М., 1977. Я.А. Логинова, Л.А. Карпенко
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|