Эстетическое

(греч. aisthetikos — чувственно воспринимаемый) — отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа. Особенности Э. отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, «бескоры-стности» Э. переживания. Однако это лишь внешние особенности Э. отношения к миру. И. Кант рассматривал Э. как «целесообраз-ность без цели». Все окружающее в Э. отношении оказывается при- частным человеку как деятельному, целеполагающему существу, не конкретный, практически ограниченный, имеющий определенные цели человек в Э. отношении как бы «не присутствует». Все вокруг наполнено смыслом, все имеет отношение к человеку, но конкретный, «конечный смысл» скрыт, все в Э. отношении, по словам Ф. Шиллера, лишь «обещание радости». В Э. отношений человек переживает свои собственные «родовые» возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в «горизонте возможного». Э. ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии, как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Э. мироощущение воплощает потребность человека «остаться собой» и «быть всем», потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звездного неба и в глубины собственной души. Э. отношение к миру — это освоение мира в его смысловой перспективе. Человек относится к миру не как к объекту познавательного, производственного, социально-преобразующего воздействия: мир уже не вращается вокруг моего эгоистического «Я». Происходит децентрация мира. Человек начинает чувствовать «душу» вещей, обретает способность к пониманию Другого. Э. отношение к миру не является рациональней конструкцией, оно легко «подключается» к различным духовным образованиям (и эксплуатируется ими) — к утопическому сознанию, мифу, идеологии. Основные Э. ценности — прекрасное, возвышенное, трагическое — становятся основой Э. оценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, Э. ценности начинают выполнять функцию исходных принципов Э. отношения к действительности — становятся Э. категориями. Э. категории (как и категории этики) ведут «двойное» существование. Они являются теми «очками», сквозь которые субъект Э. отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно Э. категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки — эстетики.

Просмотров: 733
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «РОССИЯ И ЕВРОПА. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»
  • АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ
  • АНТОНИЙ (в миру Александр Ксаверьевич Булатович)
  • АНТОНИЙ (в миру Алексей Павлович Храповицкий), Митрополит
  • ГАВРИИЛ (в миру Василий Николаевич Воскресенский)
  • ГАВРИИЛ архимандрит (в миру Воскресенский Василий Николаевич) (1795-1868)
  • ГАВРИИЛ, в миру Воскресенский Василий Николаевич
  • ДИОНИСИЙ, в миру ХИТРОВ Димитрий Васильевич (1818-1896)
  • ЕВГЕНИЙ (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов)
  • ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)
  • ИГНАТИЙ (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов)
  • ИЕРОНИМ Блаженный, в миру Евсевий Иероним Софроний
  • ИННОКЕНТИЙ, в миру Борисов Иван Алексеевич
  • ИОАНН САН-ФРАНЦИССКИЙ (в миру Дмитрий Алексеевич Шаховской, князь)
  • ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ (в миру Иван Санин)
  • ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис)
  • НИКАНОР, в миру Александр Иванович Бровкович
  • Отношение к человеку
  • ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ (в миру Петр Иванович Величковский)
  • ПЛАТОН (в миру Петр Егорович Левшин)
  • СЕРАФИМ САРОВСКИЙ, в миру Прохор Исидорович (Сидорович) Машнин
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей)
  • СМОТРИЦКИЙ Мелетий (в миру Максим) (ок. 1577-1633)
  • Субъект-объектное отношение (СО-отношение)
  • ТИХОН ЗАДОНСКИЙ (в миру Тимофей Савельевич Соколов)
  • ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (в миру Говоров Георгий Васильевич) (1815-1884)
  • ФЕОФИЛАКТ (в миру Федор Леонтьевич Лопатинский)
  • ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов)
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь