|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.
Коран(арабск. куран — чтение) — главная священная книга мусульман, т. е. лиц, исповедующих ислам. Согласно учению ис- лама, К. был надиктован Аллахом через архангела Джабраила (биб- лейский Гавриил) пророку Мухаммаду. В К. 114 глав (или сур), написанных рифмованной прозой. Каждая сура делится на аяты. (стихи) и начинается словами: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» К. не имеет единого плана построения, но мусульманская традиция делит все суры на мекканские (открытые Мухам-маду в Мекке) и мединские (появившиеся после переселения пророка в Медину в 622 г., т. е. после хиджры, от которой мусульманами и ведется летоисчисление). В К. использованы многие сюжеты и действующие лица Библии, причем как из Ветхого, так и Нового Завета. Это Ибрахим (Авраам), Юсуф (Иосиф), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Иса (Иисус) и т. д. Своеобразие К. заключается в том, что Мухаммад не создал моральной доктрины. Этика, считает специалист в области морали А. Гусейнов, как бы растворилась в его мировоззрении: в теоретической части совпадая с верой, в нормативной — с правом. Однако отсутствие этики в привычной европейском смысле данного понятия (как особой сферы знания и культуры) не означает отсутствия в К. этики вообще. Все те нормы, которые входят в Декалог и Нагорную проповедь и составляют содержание того, что именуется естественной нравственностью, представлены также и в К. Это и понятно: ведь К. продолжает традиции иудаизма и христианства. Рассмотрим для примера отношение к насилию. К. признает справедливость норм равного воздаяния, прямо ссылаясь на Моисеев закон. В данном случае Мухаммшад не столько предписывает возмездие за убийство, сколько принимает его как правовую реальность. Он поощряет замену справедливого возмездия материальным вознаграждением, считая, что такая замена угодна Богу. Гусейнов видит этическое своеобразие К. в том, что там нравственные нормы даны в их нерасчлененной слитности с другими формами регуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом, обычным правом, юридическим законодательством. Нравственность в К. не систематизирована в виде определенного кодекса. Здесь есть единые предписания (типа запрета на употребление свинины или вина), есть нормы, регулирующие отношения в определенных сферах (в браке, в вопросах наследования и т. д.), есть понятия, обобщающие конкретные нравственные отношения и добродетели (справедливость, милосердие, совесть, щедрость и др.), но нет понятий и термина, соответствующего понятию этики (или морали). Поэтому, по мнению Гусейнова, этика К. представляет собой особую линию развития морали. Это этика конкретных норм. Ее особая проблема — как и что надо делать не вообще, а вполне конкретно, в каждой сфере жизни, каждый день. Так, мусульманину запрещается есть свинину, но если окажется, что кроме свинины есть нечего, то можно от запрета и отступить. Существует и пост, но он не распространяется на беременных женщин или тех, кто находится в неволе. Весьма сложно сегодня проинтерпретировать в терминах нравственности требование распространять ислам «мечом» и идею «газавата», или «джихада», — священной войны против неверных. Хотя в мягкой форме Гусейнов, не говоря об этом прямо, формулирует некоторое возможное объяснение: Мухаммад — не Христос, у него нет заповеди любви к врагам. Мусульмане считают, что К., данный Мухаммаду на арабском языке, не может быть переведен ни на какие другие языки. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|