Философия

(от греч. phileo - люблю и sophia — мудрость) — особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия с ним и его преобразования. Ф. возникает в VII-VI вв. до н. э. в Древней Греции и на Востоке — в Индии и Китае. Для греческого философа Платона Ф. — это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривает в Ф. лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень Ф. в удивлении, а предмет ее в исследовании первых «начал и причин». Ф. - это единственно свободная наука, она одна существует «ради самой себя». Рядом с уверенностью в высоком предназначении Ф., с убежденностью в ее привилегированном положении в духовной жизни общества всегда бытовало сомнение в ее возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой Ф. оказывалась неотличима от поэзии. Классическим примером отождествления Ф. с универсальной наукой о мироздании является философия природы Гегеля. Гегель считал, что его Ф. может диктовать свои выводы специальным наукам, оценивать их достижения, в ряде случаев полностью их заменять. Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, отвергал атомизм, критиковал оптику, заново ввел учение о четырех земных элементах (вода, воздух, огонь, земля). Другие философы не пытались подменять Ф. — весь уже сложившийся массив естественных, точных и гуманитарных наук. Ф., с их точки зрения, может стать координатором, посредником между различными областями научного знания, формой обобщения результатов научного исследования. Эта точка зрения  характерна для философов-позитивистов — О. Конта, Г. Спенсера, В. Вундта и др. Марксизм хотя и ограничил претензии Ф. в качестве «науки наук», но все же определил ее как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Под беспощадным светом кантовской «Критики чистого разума» Ф. утратила ореол универсальной науки. Дальнейший критический анализ особенностей философского мышления показал, что Ф. не укладывается в общепринятый образ науки вообще. В XX в. Ф. часто выводят за границы познавательной деятельности ученого. А. Камю рассматривает Ф. как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства». Испанский философ М. Унамуно писал: «Философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результа-тов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора». Противоречивость оценок Ф. не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета Ф. Философские положения невозможно не только верифицировать, подтвердить на опыте, но и фальсифицировать, опровергнуть. Ф. равнодушна к отдельным фактам. Исходные положения философских учений формулируются с помощью предельно общих понятий («материя», «бытие», «дух», «свобода»), поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории; более общей теории попросту не существует. Несовместима с привычным образом науки и заметная личная пристрастность авторов. Не согласуются с представлениями о Ф. как строгой науке и вечные споры о ее предмете, постоянное обращение к собственной истории. Создается впечатление, что Ф. реализует метафору «вечного возвращения»; каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице в решении «вечных» проблем еще один вариант решения. Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно однозначно определить степень продвижения Ф. в решении «вечных» проблем, Одновременное сосуществование множества философских систем также ставит под сомнение возможность говорить о Ф. как о науке. Существует множество односторонних взглядов на предмет и специфику Ф. Исторически первая форма упрощенного понимания предмета Ф. — односторонний онтологизм, или натурфилософский стиль мышления. Ф. рассматривается как наука наук, диктующая другим наукам пути исследования, а порой и предвосхищающая их выводы. Односторонний социологизм — еще одна попытка лишить философское знание автономного существования. Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и функций философской концепции, некоторые из них пытаются саму логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя. Взгляды основоположников марксизма можно классифицировать как умеренный социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания. Для сторонников позитивизма характерен методологизм. Ф. лишается права на существование в качестве универсальной науки, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, проясняющей содержание понятий и правила пользования ими. Иногда в понимании специфики Ф. преобладает психологизм, Ф. рассматривается как выражение индивидуальной позиции автора концепции. Порой предмет Ф. сводится к учению о ценностях, начинает преобладать аксиологизм в понимании предмета Ф. Все формы редукционизма в оценке статуса Ф., т. е. сведения ее сущности к чему-то иному, более простому: односторонний онтологизм, методологизм, социологизм, психологизм, аксиологизм, всепоглощающий критицизм и безудержный утопизм — можно разделить на две группы. Ф. рассматривается то как знание о сущем, о том, что есть, то — как нормативная дисциплина, как знание о должном. В первом случае Ф. сближается с наукой. Во втором — с мудростью, религией, идеологией, искусством. Ф. — относительно автономная сфера теоретического знания, отличная от специальных наук, но и несводимая к практическому, нормативному разуму — к морали, идеологии, религии. Ф. — это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума как части жизни обосновать свое собственное существование. Философ не обращается к прорицаниям, не прислушивается к авторитетам, не ждет откровения, он знает только то, что ничего не знает. «Это знание о собственном незнании сообщает человеку особое величие, превращая его в божественное животное, отягощенное грузом проблем», — писал X. Ортега-и-Гасет. Ф. имеет дело с понятиями всеобщего, которые ведут себя особым образом. Каждая философская школа, каждый мыслитель находят свой угол зрения, обусловленный обстоятельствами отдельной человеческой жизни и особенностями исторической эпохи. В каждую эпоху свобода облачается в новые одежды — то предстает в облике античного стоика, бесстрастием противостоящего абсурду жизни, то поселяется в духовных проповедях средневекового мистика, то стремится вообще избавиться от стесняющих ее культурных одежд, став идеалом «естественного» человека просветителей. Каждая философская категория, имеющая качество всеобщности, заключает в себе бесконечный ряд, серии смыслов. Ограниченность человеческой познавательной способности не позволяет воплотить эту бесконечность в одной-единственнои, совершенной, абсолютно-истинной концепции. Глубина всеобщего реализуется в Ф. через многообразие философских школ, концепций, точек зрения. Ф. — это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей. Ф. — не бесстрастный регистратор всего происходящего во Вселенной, «сущего», но и не комиссия по выработке однозначных предписаний, «должного». Ф. разворачивает перед человеком лишь возможный спектр форм и направлений деятельности. Ф., следовательно, имеет дело с особой реальностью — миром возможного. Богатство всех возможных связей внутри противоречивой целостности «человек и мир» и составляет предмет размышлений философа. Мыслить о возможном — это единственно корректный способ помыслить вечность. Ф. реализует своими собственными средствами жизненную задачу человека — «онтологическую жажду», стремление быть вечно, не умирать, поэтому умножает возможные миры, постояннб расширяет пространство возможного. Рисуя возможные миры,  философ при этом руководствуется не собственной прихотливой фантазией, он черпает вдохновение из реальности «сущего» и нормативного мира «должного». Поэтому Ф. можно назвать, «квинтэссенцией культуры». Бытие Ф. противоречиво. Ф. вырастает из потребности человека обрести устойчивость, прочность бытия и сама же своим критицизмом разрушает эту устойчивость. Ф. говорит на языке всеобщего, но отвечает на запросы отдельной личности. Эта противоречивость Ф. рождает две формы ее существования: одна — академическая Ф. учений и систем, другая — реальная Ф., слитая с индивидуальным переживанием, часто адекватно невыразимая словами, это индивидуальное мироощущение. Некоторые философы, такие как Сократ, Ницше, Л. Толстой, пытались слить воедино эти две формы философствования. Ф. XX в. открыто признала, что под маской невозмутимого решения вопросов мироустройства она всегда скрывала «метафизику» конечного человеческого бытия. В качестве теоретической дисциплины Ф. имеет ряд разделов. Традиционно Ф. включает онтологию (учение о бытии), гносеологию (учение о познании), аксиологию (учение о ценностях). Порой выделяют социальную Ф. и Ф. истории, а также философскую антропологию (учение о человеке) История философской мысли дает примеры преимущественного интереса того или иного философа к проблемам познавательной деятельности (Д. Юм, Дж. Локк, Р. Декарт, Э. Гуссерль), к проблемам бытия (Парменид, Н. Гартман), аксиологии (С. Кьеркегор)

Просмотров: 991
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философия/словарь по обществознанию под ред. Петрунина Ю.Ю, Панова М.И., 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Адам Смит как философ-моралист
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Память как знание
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Техника «это еще не все»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь