ЛОРЕНЦ КОНРАД

(1903-1989)  австрийский зоолог, один из основателей этологии наука о поведении животных  и эволюционной теории науки, Нобелевский лауреат по физиологии и медицине 1973 г. Свою эпистемологическую концепцию он назвал «эволюционистской теорией знания». В 1941 он опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете современной биологии», в которой доказывал,  что  генезис  и  природу  основополагающих структур  опыта  можно объяснить на основе биологической эволюции. На основе естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так,  чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Он доказывал, что в самой структуре, биохимическом составе и динамике глаза отражены оптические характеристики окружающей среды,  закодированы законы оптики. Если бы это было не так, то люди просто не выжили бы как биологический вид.  Когнитивные структуры познавательного аппарата априорны в смысле независимости их от личного опыта, однако они перестают быть таковыми, если рассматривать их развитие в процессе эволюции. Для человека как родового существа они являются апостериорными. Своё понимание эволюционной эпистемологии  изложил  в  труде  «Оборотная  сторона  зеркала»  (или  «Позади зеркала») (1973), где  «оборотной стороной зеркала» он называет познавательную способность человека. Само существование человека и общества есть когнитивный процесс, основанный на присущем человеку любознательном или исследовательском поведении. Суть его  невозможно понять, не изучив общие человеку и животному формы поведения, что и составляет специфику  науки  этологии. Лоренц анализирует поведение животных, начиная с амёбы и кончая человеком, Он считает,  что  наблюдение над  поведением животного дает  более убедительное знание о человеке, чем самонаблюдение.  По его мнению, в структуре человеческого мозга есть материальный носитель – геном, который и делает возможным усвоение  информации  о  мире.  Исходя  из  стремления  Лоренца  поставить  все эпистемологические вопросы на биологическую основу, его направление, а точнее, исследовательская программа, получила название «биоэпистемология». Последняя занимается когногенезом, т.е. изучением эволюции структур и процессов познания, эволюции восприятия, корней понятийного мышления, исследованием вопроса природы приобретения знания. Лоренц назвал свою концепцию эпистемологии «гипотетическим реализмом», и строил её на следующих постулатах: 1) постулат  реальности – существует реальный мир, независимый от восприятия  и сознания; 2) постулат структурности – реальный мир представляет собой структуры; 3) постулат непрерывности – между областями действительности  существует непрерывная исторический и  каузальная  связь;  4)  постулат  о чужом сознании – существуют другие индивиды, тоже обладающие восприятием и сознанием; 5) постулат взаимодействия –  наши органы аффициируются реальным миром; 6) постулат о функции мозга – мышление и сознание есть функция мозга, естественного органа; 7) постулат объективности – научные высказывания должны быть объективными. Анализируя естественный процесс роста знания, он приходит к следующим выводам: 1) наблюдения и  эксперименты над внешним миром дают множество фактов, на базе которых формируются теории, объясняющие и устанавливающие закономерности; 2) путь становления теории осуществляется через выдвижение  гипотез, каждая из которых является интуитивной догадкой, но научной гипотезу можно признать только в том  случае, если она опровергаема,  фальсифицируема.  Научная  теория  определяется  Лоренцом  как система тщательно проверенных, поддерживающих друг друга по принципу«взаимного прояснения». Никакая гипотеза не может быть опровергнута одним или несколькими не  согласующимися с ней фактами, а только другой сильнойгипотезой, которая опирается на большее количество фактов. Поэтому и истина уЛоренца предстает как «рабочая гипотеза», способная наилучшим образом проложить путь другим гипотезам. Лоренц обращает внимание на то, что когнитивный механизм обеспечивает накопление информации и тем самым эволюционные процессы.  Стратегию  объяснения  без  описания  структуры  он  называл  «атомизмом». По его мнению, описательный, «натуралистический» подход не менее важен, чем количественный. Методологической ошибкой он считал «объяснительный монизм» – объяснение сложной системы, исходящее из свойств одногодвух её элементов. Под «органической целостностью» он понимал систему двусторонних  причинных  связей,  образующих  сложную  сеть.  Понять  отдельные части  такой системы можно только одновременно. Для этого необходим метод«широкого фронта», когда сначала описываются самые общие характеристики системы, а затем описание детализируется. В конце 50-х гг. он занимается этические проблемы техногенной цивилизации.

Просмотров: 612
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Основной постулат
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАВАЯ МЕДИА , ПОНЯТЬ МЕДИА: О РАСШИРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА или Познавая медиа , Понять медиа: О продолжении человеческого существа
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • Постулат
  • Постулат
  • Постулат
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • Постулат
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ
  • ПОСТУЛАТ АДЕКВАТНОСТИ
  • Постулат непосредственности
  • ПОСТУЛАТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ИЛИ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Фрейм -«как если бы»
  • Фундаментальный постулат
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь